04.04.2016

Новые поправки улучшат безопасность удостоверений личности моряка

Глава транспортного и морского отдела секции отраслевой политики МОТ Бренд Вагнер дал интервью ILO News о поправках к Конвенции об удостоверениях личности моряков от 2003 года (№185), одобренных Специальным трёхсторонним морским комитетом.

Что представляет собой Конвенция об удостоверениях личности моряков?

С 2001 года число попыток улучшить морскую безопасность стало расти. Конвенция №185, принятая в 2003 году, предписывает морякам носить с собой документы, удостоверяющие личность, например, когда они сходят на берег в иностранном порту. Это повышает безопасность на время увольнения на берег и в целом в профессиональной деятельности моряка. Таким образом, Конвенция способствует поддержанию стандартов безопасности, содействуя достойной работе.

Каково место схода на берег в обеспечении моряков достойной работой?

Моряки проводят большинство рабочего времени в море. Судно – это ограниченное пространство, где они живут и работают день за днём, с теми же людьми, в тех же рабочих пространствах. Когда судно заходит в порт, моряки стремятся провести – пусть даже несколько часов – на берегу.

Сход на берег даёт возможность отдохнуть и расслабиться, а иногда и получить какую-то помощь, если требуется. Моряки часто посещают центры благосостояния моряков, где могут получить обслуживание, не всегда доступное на борту. Например, позвонить или связаться по интернету с близкими, получить медицинскую помощь. Иногда моряк просто хочет посмотреть на что-то, кроме судна и других членов экипажа. Увольнение на берег – важный аспект для физического и психического здоровья. Гарантия схода на берег помогает привлечь новых членов экипажа и удержать опытных моряков, что в свою очередь важно для безопасности морской отрасли и, косвенно, поддержания международной торговли.

С какими трудностями моряки сталкиваются при сходе на берег?
 

Судоходство – очень эффективная индустрия. В прошлом судно могло стоять в порту дни и даже недели. Сегодня это редкость из-за увеличившейся скорости погрузки-разгрузки. Даже круизные суда быстро высаживают и принимают новых пассажиров. Современные морские терминалы расположены далеко от города, что затрудняет моряку возможность отправиться в центр. Всё, что накладывает ограничения на передвижение моряка на берегу, включая правила безопасности, накладывает отпечаток на профессиональную и личную жизнь моряка. Не так давно террористические атаки привели к ужесточению правил безопасности в портах. Без необходимых документов моряку могут даже не разрешить сойти на берег. Моряки часто преодолевают огромные расстояния, через несколько границ, для того чтобы зайти на судно или сойти с него. Необходимость сойти на берег для них жизненно важна.

Власти хотят быть уверены, что моряка, сходящего или заходящего на судно, можно легко идентифицировать. Конвенция МОТ, принятая в 1958 году, предполагала наличие УЛМ, но необходимость в улучшении правил безопасности привела к необходимости внести соответствующие правки, сохранив при этом для моряка доступность схода на берег.
 

Что предлагает Специальный трёхсторонний комитет?

Когда в 2003 году Конвенция № 185 была принята, основной технологией для использования в УЛМ были отпечатки пальцев в двухмерном штрихкоде. Однако технологии развились до того, чтобы хранить изображения лиц в бесконтактном чипе. Это та же биометрическая функция, которая используется в международных электронных паспортах. Всё большее число стран использует подобные паспорта.  
 

К счастью, конвенция № 185 разрабатывалась с возможностью быть дополненной соразмерно развитию технологий. Это сделано за счёт возможности прописать технические данные в приложениях к Конвенции. В соответствии с рекомендациями, данными экспертами МОТ в 2015 году, и решениями руководящего органа МОТ, комитету было поручено разработать поправки к приложениям. Поправки были приняты после общественных обсуждений. Согласно нововведениям, новые удостоверения личности моряков будут содержать изображение лица в бесконтактном чипе, что позволит сделать УЛМ более простым и широко используемым. Внедрение данных изменений потребует технического и технологического обновления оборудования по выпуску УЛМ, а также  считывающего оборудования в пунктах пропуска.
 

На заседании также были приняты две резолюции. Одна касательно переходного периода. В ней говорится, что невозможность считать данные с действующих УЛМ не должна стать препятствием для схождения моряка на берег. В ней также оговариваются сроки вступления поправок в силу. Вторая резолюция, помимо прочего, касается озабоченности теми сложностями, с которыми моряки продолжают сталкиваться при увольнении на берег, и призывает решить эти проблемы.

Следующий шаг – принятие поправок МОТ на очередном заседании Международной организации, которое должно пройти с 31 мая по 11 июня.
 

Напомним, поправки обоснованы необходимостью соответствия требованиям действующего документа Международной организации гражданской авиации (ИКАО) 9303, предусматривающего использование изображения лица в качестве биометрического признака и повсеместно применяемого в транспортных документах.

Вступление в силу поправок или истечение переходного периода не затронет УЛМ, выданные российским морякам согласно предыдущим положениям, которые были в силе на тот момент. После окончания действия моряк может просто подать  документы на получение УЛМ нового образца.

Справка: Необходимость в УЛМ возникла после серии терактов  11 сентября 2001 года в США. Тогда многие страны пришли к решению ужесточить требования для моряков при сходе с судна. Перед государствами-членами МОТ встала задача найти способ, дающий морякам возможность безвизового схода на территорию разных стран.

В июне 2003 года на 91-ой сессии Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция № 185, пересматривающая Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков, которая предусматривает введение государствами УЛМ. Было решено, что этот документ должен содержать в себе биометрическую информацию об их владельцах.

Российский профсоюз моряков принимал активное участие в работе Генеральной конференции МОТ, а также при разработке нового документа и соответствующих правовых актов совместно с Министерством транспорта РФ.

↑ 

Наверх