18.02.2016

Тихая гавань – убежище для нуждающихся в помощи судов

Евросоюз в начале 2016 года поддержал и принял новое «Руководство по местам убежища для судов, нуждающихся в помощи», информирует «Lloydslist.com».

«Если все прибрежные государства будут неукоснительно выполнять эти руководства, а вовлеченные в чрезвычайную ситуацию лица будут следовать предписанным процедурам, то всем терпящим бедствие судам будет предоставлено место для убежища и им не придется «болтаться» в море, рискуя получить ещё большие повреждения», – говорится в сообщении. 

Сразу после нововведения испанские спасатели на вертолёте эвакуировали 22 членов экипажа ро-ро судна «Modern Express», получившего крен в 45 градусов во время сильнейшего шторма. Два дня спустя, дрейфовавшее судно оказалось во французских территориальных водах, четверо спасателей, используя альпинистские навыки, взобрались на накренившуюся палубу, чтобы попытаться закрепить буксирный трос, но после того, как один спасатель получил травму на фоне ухудшения погодных условий, было решено отложить операцию по спасанию судна до утра.

Именно для такого рода происшествий и предназначены подобные руководства. Сильно накренившееся судно, обесточенное, содержащее вещества, загрязняющие среду, в сложных погодных условиях нуждается в единственном спасении – срочном предоставлении убежища.

В Международном спасательном союзе (ISU) признают, что раньше получить разрешение отбуксировать судно ближе к берегу или в порт, где ему могут оказать помощь, было непросто. Сегодня Международная палата судоходства (ICS), Международный союз морского страхования  (IUMI) и Международная группа клубов взаимного страхования (IG of P&I Clubs) наряду с Международным союзом спасения (ISU), представляющем профессиональных спасателей, взаимодействующие с европейскими государствами, видят решение этой проблемы в более радужном свете.

Специалисты считают, что руководства составлены грамотно и требуют качественной координации и связи между всеми сторонами, полной прозрачности и честных оценок экспертами реального положения дел в каждом конкретном случае. Принятые руководства носят рекомендательный, а не обязательный характер, но хотелось бы, чтобы они работали на практике. Для этого потребуется согласие прибрежных государств. Но в памяти ещё свежи недавние события, сопровождавшиеся гневными  протестами общественности прибрежных государств из-за опасности, которую представляет собой поврежденное судно, нуждающееся в помощи.

Тем не менее не исключено, что новые Европейские Руководства  могут стать чем-то вроде примера на международном уровне, которые необходимы в таких ситуациях, как, например, с судами «Maritime Maisie», «Stolt Valor» или «Eastern Amber».

Случай с пострадавшим от огня «MSC Flaminia» стал катализатором дискуссий, которые велись уже на протяжении многих лет, но без особого прогресса. «MSC Flaminia» показал какие последствия от повреждения может получить судно, если ему вовремя не «протянуть руку помощи».

Приблизительно в тоже время, когда испанские спасатели эвакуировали членов экипажа «Modern Express», Верховный суд Испании вынес приговор восьмидесятилетнему капитану танкера «Prestige», которого приговорил к двум годам тюрьмы за «грубую неосторожность», повлекшую за собой гибель судна 14 лет назад (в 2002 году).

Эта трагедия в своё время тоже вызвала много дебатов о необходимости предоставления убежища — портов судам. Три государства — Испания, Португалия и Франция — отказали терпящему бедствие судну в убежище. Капитан Апостолос Мангурас, который на протяжении долгих месяцев содержался под стражей в Испании, пока с него не были сняты уголовные обвинения, вел себя достойно, как во время трагедии, так и все время, пока обвинители вели его дело. 

На собрании исполнительного комитета «Intermanager» это решение суда было названо «совершенно несправедливым». Трагедия танкера «Prestige» стала той самой каплей, которая заставила убедиться в необходимости создания руководства о предоставлении портов-убежищ терпящим бедствие судам.

↑ 

Наверх