18.02.2016

Кто должен платить за курсы – работодатель или моряк?

Судоходные компании все чаще задумаются о том, чтобы моряки сами оплачивали свое образование, что совсем не в интересах самих моряков. Так кто же должен платить за курсы подготовки членов экипажей морских судов? О результатах опроса на эту тему говорится в исследовании Кардиффского университета,– сообщает ресурс «Sea-web.com».

Если говорить о качестве  подготовки офицеров индустрии морских перевозок, а именно  готовности к работе на новом судовом оборудовании, то уровень знаний недостаточно высок. Об этом свидетельствует исследование, проведенное  профессором Хелен Сэмпсон (Helen Sampson) и научным сотрудником Международного исследовательского центра моряков Кардиффского университета Ли Цзюн Тан (Lijun Tang), в ходе которого были опрошены моряки и преподаватели образовательного учреждения.

Согласно опросам моряков, 83% механиков посчитали себя уверенными пользователями систем управления главным двигателем, механики оценили  свои знания  на «отлично». В то же время эта группа опрошенных была менее уверенна в имеющихся навыках  обращения с сепараторами нефтесодержащей воды: всего  40% механиков  оценили свои знания на «отлично», 37% заявили, что их знание высоковольтного оборудования находится на «базовом» или даже «нулевом» уровне. 

Судоводители назвали себя уверенными пользователями простых единиц судового оборудования – Автоматических идентификационных систем (АИС) и Глобальных систем позиционирования (GPS). Что касается такого сложного оборудования, как Электронная картографическая навигационная система (ЭКНИС), Глобальная морская система спасения и безопасности (ГМССБ) и Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП), то уверенность судоводителей в своих навыках была гораздо ниже. 21% судоводителей оценили свои знания как «базовые», а 9% респондентов дали им оценку «ноль».

Эти данные имеют важное значение, об этом говорят отчеты о расследовании происшествий в США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии в период с 2001 по 2011 год.  Так, ненадлежащая подготовка и недостаточность практических знаний стали  причиной 7,5% происшествий, тогда как  ненадлежащее или  неэффективное применение  оборудования стало прямой причиной 2,8% аварий и второстепенным фактором ещё 6% аварий.

«Возникает вопрос: почему судоходные компании  не обеспечивают адекватную подготовку моряков, которые несут ответственность за их многомиллионные активы, ведь аварии или происшествия могут причинить достаточно серьезный урон компании? Все дело в стоимости курсов и кто будет за них платить», – считают исследователи Сэмпсон и Тан.

Вероятно, вскоре новое поколение моряков будет получать образование за свой счет. Причем потратиться на образование придется комсоставу, а не комсоставу. Моряки, занятые на балкерах, также будут сами покрывать расходы на обучение. Более того, в период рецессии, компании будут ожидать, что моряки сами будут нести расходы по оплате курсов и получению сертификатов.

Часть опрошенных моряков такое положение дел не устраивает: «Мы вынуждены сами оплачивать курсы, хотя в этот период мы не получаем зарплату. Это очень сложно».

Когда  моряки сталкиваются со сложностями в управлении судовым оборудованием, то из-за отсутствия знаний и опыта в 93% случаев они обращаются к помощи справочных руководств и в редких случаях к коллегам на судне. Если речь идет о смешанном экипаже, то, скорее всего моряки получают рекомендации от коллег или инструкции не на родном языке, тем самым, есть высокий шанс, что советы будут неправильно истолкованы.

«В попытке понять  принцип  работы системы, некоторые моряки могут попросту  экспериментировать с оборудованием, что «может быть сопряжено с высоким риском или привести к аварии», – предупредили авторы.

Есть опасение, что, в целях экономии моряки предпочтут более бюджетные курсы, чем те, которые наилучшим образом развивают их навыки. Так, на Филиппинах, в ряде случаев, расходы на дорогу, к месту обучения и затраты на проживание, превратились в мошенническую практику: за некоторую плату морякам выдаются сертификаты, в независимости от того, посещали ли они специализированные подготовительные курсы или нет. Подобная система подрывает попытки работодателей набирать  квалифицированных работников и представляет угрозу для жизни самих моряков.

В заключение, Сэмпсон и Танг посоветовали работодателям комплексно подходить к оценке тех пределов, в рамках которых они должны быть готовы взять на себя большую часть расходов, связанных как с первоначальной подготовкой, так и с продолжением профессионального обучения сотрудников. 

↑ 

Наверх