11.02.2016

Дело об исчезновении 16 российских моряков взято под контроль транспортной прокуратурой СКР

Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России возбудило уголовное дело по факту крушения рыболовецкой шхуны с российским экипажем на борту в Охотском море, информирует Интерфакс со ссылкой на старшего помощника руководителя управления Оксану Полшакову. Трагедия произошла недалеко от Северных Курил, в результате крушения пропало 16 моряков.

Дело по факту крушения судна «Адекс» будет расследоваться по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). «Адекс» (флаг Республики Того) является рефрижераторным судном японской постройки, порт приписки – Ломэ. В сентябре 2015 года судно было арестовано камчатскими пограничниками, а 8 декабря покинуло порт Петропавловск-Камчатский.

«По судовой роли судна «Адекс», поданной 15 декабря 2015 года на отход в порту Отару (Япония), на его борту находилось 16 членов экипажа, все – граждане РФ, жители Приморского края и Сахалинской области, из них девять человек – жители города Невельск Сахалинской области», – сообщила  Полшакова.

Напомним, в минувшее воскресенье в Охотском море сработали два аварийных буя с судов «Адекс» и «Норт». В районе происшествия обнаружены и подняты из воды два аварийных радиобуя, три гидрокостюма, два спасательных жилета и спасательный круг, принадлежащие судну «Адекс». При облете места крушения самолетом АН-74 МЧС РФ на поверхности воды обнаружен надутый спасательный плот. На плоту, ни рядом с ним людей обнаружено не было.

«Норт», приписанный к порту Сьерра-Леоне, был построен в 1983 году на хабаровском заводе имени Кирова, до 2009 года владельцем судна являлась сахалинская компания. Документального подтверждения о выходе судна в море нет. По данным следствия, оба судна принадлежат иностранной компании, название которой в данный момент уточняется.

Поиск пропавших судов на протяжении 3-х суток проводил самолет МЧС. Флот, ведущий спасательные работы в том районе до сих пор суда не обнаружил.

«Я постоянно поддерживаю связь со своим коллегой – председателем Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николаем Сухановым, чтобы быть в курсе событий, – рассказал председатель Балтийской территориальной организации (БТО) РПСМ Александр. Бодни в интервью телекомпании «Мир». – Выясняются интересные подробности, каким образом люди оказываются на борту подобных им судов, которые, по всей видимости, занимаются нелегальной добычей дальневосточного краба. Это очень прибыльный бизнес, который приносит судовладельцам миллионы долларов».

По его словам, в ДВРО РПСМ уже обратились родственники второго механика Николая Ковальчука. Выяснилось, что он работал на «Вирт» («Адекс»)  и перестал выходить на связь. На судно он попал, минуя круинговую компанию.

«Капитан просто обзвонил знакомых, включая Ковальчука, и предложил поработать. Желающие нашлись: всего 16 человек. 9 человек из Невельска, и еще 7 из других городов Дальнего Востока. Непосредственно на «Вирт» сели в порту Пусан (Южная Корея), в конце прошлого года, где приняли оборудование для ловли краба. 15 декабря зашли в японский портовый город Отару. Там они сдали краба, добытого, похоже, браконьерским путем. И вот с этого самого времени от Ковальчука ни слуху, ни духу. Отчаявшиеся родственники бьются во все инстанции, чтобы узнать, что же с ним произошло», – рассказывает Бодня.

Кроме того, на борту «Вирт» вполне может быть гораздо больше народа на момент трагедии, причем из числа иностранных граждан. Практика «посадки» на такие суда людей уже в море, широко распространена на Дальнем Востоке.

С судами «Норт» и «Адекс» ситуация несколько другая. Странно, что молчат близкие и родные членов экипажа. Суда ищут, поскольку обнаружили сигнальный радиобуй и гидрокостюмы, предположительно принадлежащие «Норт» и «Адекс». Почему предположительно? Да потому что на самом деле они могли находиться на борту «Вирт». Выходит, мы имеем дело с одним судном, которое надо искать, а не с тремя.

Ясности было бы куда больше, если бы велся соответствующий мониторинг судов. Но те же самые специалисты морского спасательного центра Петропавловска-Камчатского, которые пытаются установить связь с владельцами рыболовных судов, отмечают, что данные суда не проходили процедуру регистрации в отраслевой системе мониторинга.

Смог ли кто-нибудь выжить, принимая во внимание обстоятельства трагедии в Охотском море? Ведь кроме радиобуев были найдено несколько спасательных гидрокостюмов.

«То, что их нашли, объясняется тем, что они обладают «повышенной плавучестью», – продолжает главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк. – Плохо другое: прошло уже много времени. Даже в таких гидрокостюмах, учитывая сильный ветер и шторм, если человек продержится часа два до того, как его спасут, – уже большая удача. Так что вынужден констатировать, что живых уже нет», – заключает Хижняк.

«Браконьеры, которые ловят краба в российских водах под удобным флагом, они, конечно же, прячутся, понимая, что нарушают законодательство РФ. Несмотря на то, что экипаж – российский, делают это все-таки иностранцы, находящиеся чаще всего в Корее. Эти суда часто меняют названия и флаги», – отметил инспектор Международной федерации транспортников (МФТ), Петр Осичанский в интервью корреспонденту «Вестей ФМ» Сергею Гололобову.

По его словам, шторм «противопоказан» судам-краболовам, морские ракообразные хранятся живыми в залитом водой трюме. Вода в трюме усиливает качку траулера и он может легко перевернуться.

«Понимаете, человеческая жадность, азарт: если краба много, берешь как можно больше, стало быть, и воды надо больше в трюме. А это значит – надо рисковать. Если погода неплохая, то ничего, может пронести. А если попал в шторм, то можно потерпеть крушение», – говорит Осичанский.

По его словам, тот факт, что пропавшими судами владельцы не заинтересовались объясняется тем, что браконьеры стараются не «светиться», а «свои старые посудины им не особо жалко»

«Один-два выхода в море за крабами окупают любой пароход, сколько бы он ни стоил. Да, действительно, пароходы не жаль, а отвечать за погибших людей никто не хочет. А если учесть, что судовладельцы чаще всего – иностранцы, то они вообще не выходят на связь, если начнешь искать свой пароход, то подтвердишь, что занимался преступной деятельностью. И будешь за это отвечать», – отмечает Петр Осичанский.

Примечание: «Адекс» и «Вирт» – это одно и то же судно.

Источник: БТО РПСМ.

На фото: председатель БТО РПСМ Александр Бодня.

↑ 

Наверх