04.02.2016

Юридическую ответственность капитана необходимо пересмотреть

Генеральный директор компании «Транзас» Фрэнк Коулз считает «безумием» тот факт, что вся ответственность за безопасность судна и моряков по-прежнему лежит исключительно на капитане судна, в то время, как условия эксплуатации судов изменились, сообщает зарубежный интернет-ресурс seatrade-global.com.

Коулз, выступая на конференции «Transas Simulator User Conference» в Сингапуре,  отметил, что роль капитана и береговой администрации в современном мире претерпели изменения.

«Если внимательнее присмотреться к условиям навигации и эксплуатации современных судов и проанализировать отношение к людям, которые вовлечены в эту работу, то мы можем увидеть, в чем именно заключается «безумие». Мы продолжаем возлагать всю ответственность на капитана, и его слово до сих пор воспринимается как закон, хотя условия работы изменились», – заявил Коулз.

Он выделил два критических фактора: рабочая среда и отношение к  процессу принятия решений. Касаемо рабочей среды, по мнению Коулза, груз обязанностей, которые должен выполнять судовой офицер, был и остаётся непомерным. При этом не изменились ни уровень  его  ответственности, ни стиль управления. Хотя были другие изменения: ввели ECDIS (Electronic Chart Display and Information System – система, которая основывается на использовании векторных электронных карт), электронную навигацию, более быстрые и дешевые способы  коммуникации и дополнительную документацию.

«Тогда возникает вопрос, который, я думаю, нуждается в серьезном и тщательном пересмотре. Традиционная иерархическая структура на борту, а также между судном и берегом, которую продолжают применять в процессе эксплуатации судна, а также в качестве предлога привлечения моряков к уголовной ответственности. Кажется, это анахронизм, ведь мы ведём речь о современном судоходстве», – заявил он.

Со своей стороны он заявил, что видит возможность частично исправить ситуацию с помощью создания совместимой программы для интегрированных решений   – «Transas Harmonized Eco-System of Integrated Solutions».

Речь идёт о создании среды, облака, сообщества, с которым будет соединено судно, а также отделы технической эксплуатации флота, учебные заведения (центры, морские учебные заведения по всему миру), а также надлежащим образом выстроенная система управления движением судов. Система будет совместимой, и интегрированные в неё отдельные блоки смогут «сообщаться» между собой. Однако Коулз признает, что найдутся те, кто будет противостоять такой концепции.

Также, он отметил, что вопрос юридической ответственности капитана морских судов требует пересмотра. В некоторых случаях береговая администрация навязывает свое мнение капитанам, но при этом они не обладают опытом и компетенцией, достаточной для того, чтобы вмешиваться в процесс управления работой на судне.

Изменение подхода к разделению ответственности снова переводит нас в иную правовую плоскость: «Наше предложение (речь идёт об экосистеме) подразумевает, что отношение и подход нужно менять, а  юридическая ответственность должна распределяться с учётом реалий процесса эксплуатации. Закон не должен контролировать управление кораблем, но соответствовать повседневной практике эксплуатации», – пояснил он.

В заключение своего выступления, отвечая на вопрос издания «Seatrade Maritime News», изменится ли юридическая ответственность, Коулз ответил: «Я думаю, это все равно придётся сделать».

«Юридическая ответственность капитана на Западе рассматривается на уровне высшей математики, у нас это – арифметика. Наши капитаны (в небольших компаниях) и вахты несут, и за судно отвечают, и за безопасность людей и выполняют множество, нередко не имеющих здравого смыла требований судовладельца. И весь этот груз забот не позволяет им заниматься безопасностью мореплавания в том объеме, который определен сегодня международными конвенциями, – считает  президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. – И поэтому наш капитан заранее обречен, потому что судебная практика всегда старается найти виновного в произошедших  на морских судах инцидентах. И почему-то всегда это оказывается человек в мундире капитана».

 По словам Окситанского, глава компании «Транса» Фрэнк Коулз рассуждает как человек, который хотел бы рассматривать юридическую ответственность капитана сквозь призму высоких технологий. В то время, как показывает практика, чаще всего на эту проблему приходится смотреть сквозь тюремную решетку.

«А фраза Коулза, что «слово капитана до сих пор воспринимается как закон» вызывает много вопросов. Хотел бы я знать, в какой стране и в какой компании слово капитана воспринимается в подобном смысле?  Впрочем, следующие рассуждения Фрэнка Коулза о роли закона мне ближе: «Закон не должен контролировать управление кораблем, но соответствовать   повседневной практике эксплуатации». Это то, к чему мы, дальневосточные капитаны,  призываем в своих экспертизах и, кажется, нас начинают слышать», – говорит Осичанский.

Он согласен с высказыванием Коулза в том, что «груз обязанностей, которые должен выполнять судовой офицер, всегда был и остаётся непомерным, и для них ситуация до сих пор  не изменилась». Если создание совместимой программной экосистемы для интегрированных решений действительно может исправить сложившуюся систему отношений судно-берег, то это наверное, это пойдет на пользу всем. Тем более, что компания «Транзас» – авторитетная в морском мире компания, способная решать и не такие задачи, – уверен Осичанский.

На фото генеральный директор компании «Транзас» Фрэнк Коулз.

↑ 

Наверх