29.01.2016

«Мы улучшаем социальный климат для моряков и рыбаков»

С 25 января 2016 года в портах юго-восточной Азии началась Неделя действий против удобных флагов, в которой принимают участие морские профсоюзы из Японии, Кореи, Тайваня и России. Предварительные итоги кампании прокомментировал председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков (ППО РПСМ), инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в порту Владивосток Петр Осичанский.

– Петр Иванович, расскажите, как проходит Неделя акций в дальневосточных портах?

– Акция еще не окончена, а в портах Владивосток, Находка и Восточный инспекторами РПСМ и МФТ уже проверено почти два десятка судов, работающих под удобными флагами. У нас на Дальнем Востоке, конечно, не так как в Японии, где проверка идет сразу в 25-30 портах, и за неделю они успевают посетить до 100 судов. Тем не менее, мы успеваем проинспектировать 18-20 судов в трех дальневосточных портах и получаем достаточно информации для размышления. Как всегда, активна команда Николая Суханова, председателя Дальневосточной региональной организации (ДВРО) РПСМ, в портах Находка и Восточный.

– Азиатско-Тихоокеанский регион, вероятно, единственный в мире, где кампания против удобных флагов проводится трижды в год. С чем это связано?

– Не ошибусь, если скажу, что это связано, прежде всего, с плохими условиями труда моряков и рыбаков, работающих в дальневосточных морях. В первую очередь, это относится к российским морякам. Посмотрите, например, трудовые контракты китайцев, чьи зарплаты еще несколько лет назад находились в пределах $300-400. На этой неделе мы проинспектировали пять судов с китайскими экипажами, где зарплата капитанов составляла более $6000, правда, зарплата рядовых членов экипажа значительно ниже – около $1200. И все же это не $300. В то же время на судне «Amgu» (флаг Белиза) российским морякам зарплату выплачивают в рублях! Во-первых, это значительное снижение зарплаты в связи с девальвацией рубля, во-вторых, ее постоянно задерживают на два-три месяца. По этой причине моряки только в прошлом году дважды обращались к морским администрациям портов Дальнего Востока за помощью. В ходе Недели действий мы договорились с моряками, что о любой задержке выплаты зарплаты на срок до двух месяцев они будут сообщать в инспекторат МФТ во Владивостоке, а мы – прибегать ко всем международным и национальным правовым формам оказания помощи.

–  Это эффективные инструменты?

– Вполне. Если у моряков на руках правильно оформленные трудовые контракты, проблемы выбить для них деньги, нет. Если суда под российским флагом, то нередко профсоюз помогает морякам с привлечением государственной инспекции по труду. В особо сложных случаях обращаемся в капитанию порта и транспортную прокуратуру. По самым запутанным трудовым делам идем в суд. Другое дело, когда моряк приходит с жалобой, а у него в контракте написано буквально следующее: должностной оклад – 4330 рублей, надбавка к заработной плате в размере 30% – 1299 рублей, дальневосточная надбавка в размере 30% – 1299 рублей, инвалюта взамен суточных – $13 в сутки (ивалюта взамен суточных выплачивается исходя из фиксированного курса 50 рублей за $1). Следующие два предложения – просто классика: «При работе судна в базовом порту и территориальных водах Приморского края фонд заработной платы с учетом бонуса составляет до 70 тысяч рублей. Фонд заработной платы работника в зависимости от условий работы при отсутствии замечаний и нарушений с учетом бонуса, дополнительного бонуса составляет до 105 тысяч рублей».

Вот такой рекламный слоган включается в текст трудового договора. При этом действительность соответствует лишь первым четырем пунктам, то есть зарплата моряка может состоять из твердых 6928 рублей, и если работнику повезет, и судно будет оформлено за границу на все 30 суток, – это еще 19500 рублей. Но моряк, приходя в офис МФТ, на голубом глазу заявляет, что его зарплата 105000 рублей.

Давайте ответим на вопрос: на что может претендовать подписант такого контракта в суде или любой другой структуре, пытающейся защитить права моряка? Ответ очевиден: только на ту цифру, которая близка к МРОТ.

– Почему моряки подписывают такие контракты?

– Потому что наши моряки в профсоюз не идут – взносы надо платить. Но, как изевстно, скупой платит дважды. Правда, к российским морякам эта пословица не имеет никакого отношения: они теряют тысячи, порой десятки тысяч долларов недополученных зарплат. Это вместо того, чтобы оформить членство в профсоюзе, и, получив назначение, прийти с контрактом в профсоюз на консультацию: 99,9$ обращений в РПСМ поступают не от членов профсоюза, это – социальные маргиналы.

– Петр Иванович, какую главную цель вы ставите перед собой и волонтерами в ходе Недели действий на Дальнем Востоке. Что, по-вашему, представляет собой успешная акция?

– Здесь несколько целей и задач. Во-первых, своими многочисленными акциями мы улучшаем социальный климат для моряков и рыбаков. У них появляется ощущение защищенности, уверенность в том, что можно добиться справедливости, что не все потеряно. Во-вторых, нам важно продемонстрировать активную позицию МФТ и РПСМ – истинных защитников моряков и рыбаков. В-третьих, такие акции приводят новых членов в наши ряды, а члены профсоюза, как я уже отметил, гораздо реже попадают в неприятные ситуации на флоте. В-четвертых, это пропаганда.

Накануне акции я участвовал во встрече с представителями государственного портового контроля (PSC) со всего дальневосточного региона. Мы подробнейшим образом рассмотрели основные положения Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC), ведь именно PSC стоит на страже выполнения норм конвенции.

Кроме того, на этой неделе я провел встречи с тремя группами моряков, которые заочно учатся в МГУ им. адм. Г. И. Невельского – это около 90 человек. Я рассказал им о работе МФТ и РПСМ, условиях труда и заработной плате на судах, где есть коллективный договор, одобренный МФТ, конвенции МОТ-2006. Кто-то из них уже состоит в рядах РПСМ, кто-то присоединится к профсоюзу позже, но все они теперь будут знать, как можно и нужно защищать свои права.

Наконец, неплохо, если нам удается подписать хотя бы один коллективный договор в ходе Недели действий. На этот раз мы подписали такое соглашение по судну «Vladmir M»: с 1 февраля 2016 года его экипаж будет защищен договором, а их индивидуальные контракты – приведены в соответствие с колдоговором.

↑ 

Наверх