22.01.2016

Прогнозы лидеров судоходной отрасли на 2016 год

Известные представители мировой судоходной индустрии поделились с «Tradewindsnews» своими прогнозами  на 2016 год в таких областях, как безопасность и освидетельствование судов, судостроение и страхование, а также в секторах танкеров, балкеров и газовозов.

Безопасность и освидетельствование судов

Масамичи Морука, председатель Международной палаты судоходства (ICS) и исполнительный директор компании «NYK Bulk & Projects Carriers»:

– В 2016 году судовладельцы должны справиться с неблагоприятными условиями на фоне вступления в силу новых и важных экологических правил, которые начинают действовать примерно в одно и то же время. Если сделать вид, что нам по силам устоять перед такой огромной «эковолной», то существует опасность, что мы попросту будем сбиты ею с ног. В 2016 году в Международной морской организации (ИМО) состоятся важные обсуждения по вопросу сокращения двуокиси углерода (CO2). Конвенция ИМО о контроле судовых балластных вод по-прежнему балансирует на грани набора достаточного количества подписавшихся сторон для вступления в силу. Тем не менее ее внедрение на мировом уровне неизбежно, и поэтому судовладельцам следует подготовиться к выполнению ее норм. К сожалению, данный процесс сильно усложнится предстоящим решением властей США объявить вне закона ультрафиолетовые системы очистки, которые допустимы в рамках  режима ИМО. Возможность скорой разработки прагматического решения имеет первоочередную важность. Вероятно, один из решающих вопросов заключается в том, должна ли ИМО обеспечить внедрение к 2020 году коэффициента предельного содержания серы в топливе на уровне 0,5%. Независимо от ее мнения государственные власти должны принять соответствующие решения уже в этом году, благодаря чему индустрия сможет определиться с применением на судах скрубберов и сжиженного природного газа (СПГ), что потребует существенных капиталовложений на фоне дефицита финансирования на переоборудование.

Кристофер Верницки, председатель Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО), председатель, президент и исполнительный директор  американского классификационного общества «ABS»:

– 2016 год станет годом, когда судоходная индустрия изменит свое представление о безопасности киберсистем. До сегодняшнего дня данный вопрос, главным образом, относился к проблеме безопасности информационных технологий. Думаю, что ошибочное представление и есть упущенная возможность. Защита от хакерской угрозы – часть общей картины, и она касается связи между машиной и человеком. Сегодня важна целостность систем безопасности, поэтому на недавней встрече МАКО действующая Экспертная группа по киберсистемам для преодоления преступлений в информационном пространстве получила статус полноформатной группы МАКО. Я был ярым сторонником решения поднятого вопроса, так как безопасность киберсистем – нарастающая потребность, требующая нового подхода. Если комплексно взглянуть на проблему, то для надежного управления судами и морскими объектами, кибетсистемы – необходимость. На выходе мы получим системы с повышенным уровнем безопасности, с помощью них будут поняты способы управления техническими рисками, за которые в некотором роде ответственны и МАКО, и ABS. Но есть и другие преимущества. Повышение защиты киберсистем заложит фундамент для создания класса будущего, позволяющего обращаться к сведениям, на которые полагаются судовладельцы. Кроме того, данный подход поможет нам лучше узнать о взаимодействии человека и машины. Всестороннее рассмотрение проблемы – это возможность справиться с рисками в контексте операций и будущего регулирования. Кроме того, это возможность  обмена полученными результатами для достижения максимального эффекта.

Сектор танкеров, балкеров, газовозов

Эрик Хаанилл, президент «Stena Bulk»:

– Не считая того, что в 2015 году мы столкнулись с крупными  глобальными событиями, и данная тенденция в той или иной степени будет наблюдаться в 2016 году, я думаю, что первые 6-9 месяцев 2016 года будут стабильными с присутствием сезонной волатильности. У меня вызывает глубокое сомнение, в состоянии ли рынок принять количество новостороев в сегменте супертанкеров, суэцмаксов и афрамаксов, которые постепенно начнут  появляться на рынке в начале 2016 года, и концентрация которых к концу 2016 года и первые шесть месяцев 2017 года достигнет предельно высокого уровня. Дальнейшие события в перечисленных секторах, как обычно, изменятся и сдвинутся к крупнотоннажным танкерам 1-ого класса (LR1), среднетоннажным танкерам (MR) и балкерам типа Handysize с некоторым отставанием во времени. Конечно, были опасения относительно всех новостроев в сегменте среднетоннажных судов, однако все суда приняты рынком. Исходя из развития мирового рынка, не думаю, что все новострои типа MR повлияют на сценарий развития рынка в секторе танкеров или прочих  сегментах.

Пэдди Роджерс, главный исполнительный директор «Euronav»:

– По мнению «Euronav», 2016 год станет для танкеров очередным сбалансированным годом, чему способствовал ряд факторов. Так, это низкая стоимость нефти. Мы считаем, что данная тенденция продолжится, и будет стимулировать спрос, который за последние 12-18 месяцев вырос. На фоне текущей политики ОПЕК (Организации стран экспортеров нефти), реинтеграции Ирана на мировые нефтяные рынки и непрерывного роста предложения, например, со стороны России, перспектива еще большего снижения стоимости нефти, вероятно, сохранится и в первом полугодии 2016 года. В случае ослабления спроса, все это закончится введением надбавкой за хранение груза. Следующий фактор – активность на рынке таймчартера. В течение 2015 года мы наблюдали очень высокий уровень активности в сегменте таймчартера, особенно со стороны нефтяных гигантов, стремящихся обеспечить себя тоннажем, чтобы снизить риск повышения стоимости фрахта. Данное обстоятельство обеспечивает твердую поддержку кратко- и среднесрочной структуре ценообразования  и уменьшает объем спотового рынка, способствуя ухудшению ситуации  на рынке наличного товара, а именно в соотношении спроса и предложения на 2016 год. Другой фактор – Китай. В связи с переходом от экономики, ориентированной на развитие инфраструктуры, к экономике, ориентированной на потребителя, спрос на сырую нефть должен остаться стабильным. Неопределенность на рынке капиталов может пошатнуть уверенность, однако должна помочь сдержать рост предложения на танкеры. Плюс ко всему вышесказанному доступ к капиталу останется предельно низким. Финансовый сектор будет более избирателен в вопросе, кому и по какой цене оказывать помощь. Ограниченный доступ  к капиталу как со стороны банковских долгов, так и акционерного капитала, в конечном счете, приведет к дальнейшей консолидации, и Китай не станет исключением.

Гари Смит, главный исполнительный директор «Golar LNG»:

– 2015 год снова доказал непредсказуемость установления цен на нефть (и СПГ). В настоящее время стоимость нефти использует нефтегазовую индустрию, и эта тенденция, независимо от фактической стоимости нефти, в 2016 году будет преобладать. Так как очередная волна новых СПГ-поставок приобретает реальные черты, то возможность размещения невостребованных объемов и их перенаправление будет очень уместными. Центром внимания индустрии станет открытие новых рынков для СПГ. Никогда не было столь подходящего времени для фиксирования предложения на СПГ, поэтому поставщики плавучих установок для хранения и регазификации (FSRU) по-прежнему должны наблюдать стабильный интерес к своим услугам. 2016 год будет важным годом и для инноваций – столь непростых, как и ситуация на  рынке. По мнению «Golar», в 2020 году мы вспомним о 2015-2016 гг. как о периоде больших возможностей для СПГ-судоходства, плавучих нефтехранилищ и, что особенно важно, – низких капитальных затратах на плавучие хранилища сжиженного природного газа.

Судостроение

Сэм Ка, главный исполнительный директор и старший исполнительный вице-президент «Hyundai Heavy Industries» (HHI):

– По прогнозам многих экспертов, судостроительная индустрия переживет в 2016 году сильный кризис, однако мы хотели бы, чтобы эти прогнозы повернули в обратном направлении. На текущий момент, учитывая столь массовую неопределенность, сложно не согласиться с данным мнением, особенно в условиях замедления развития экономики Китая. За последние 10 лет центром резкого роста мирового объема перевозок стал Китай, но вряд ли кто-либо ожидает, что он сохранит в будущем высокий показатель экономического роста. Сокращение в объеме китайского импорта закончилось в 2015 году падением спроса на новые балкеры на 70%. Выделенный сегмент восстановит свои позиции в 2016 году. Те судоверфи, которые специализируются на возведении балкеров и которым не достает конкурентоспособности, столкнутся с дефицитом заказов. По нашим прогнозам, многие из них пострадают от ухудшения своей операционной деятельности в том случае, если в ближайшем будущем рынок не продемонстрирует положительные признаки восстановления. Ряд второстепенных китайских верфей будут постепенно вытеснены с судостроительного рынка, произойдет консолидация предприятий. Ожидается, что переизбыток мирового судостроения будет небольшим из-за выхода из отрасли одних предприятий и сокращения объемов заказов у других. Из-за того, что стоимость нефти, согласно прогнозам, останется низкой, по меньшей мере, еще в течение следующих шести месяцев, то спрос на танкеры останется прежним. Высокие фрахтовые ставки могут побудить судовладельцев продолжить размещение заказов на новострои. Верфи в силах справиться с трудностями, но если они смогут создать новую технологию строительства судов и удовлетворить индивидуальные требования клиентов. HHI приложила массу усилий к разработке технологий для эффективной эксплуатации судов.

Страхование

Мак Эдмондсон, председатель Комитета страхования корпуса океанских судов Международного союза морского страхования:

Состояние рынка КАСКО остается депрессивным, и хотя по итогам страхования корпуса судов на общемировом уровне 2014 год  называли первым годом с положительным результатом, но, по-видимому, для многих страховщиков 2015 год снова будет пограничным. Характер рынка КАСКО и подлежащий страхованию профиль рисков также претерпевают изменения, некоторые из которых носят краткосрочный характер, другие имеют более продолжительный эффект воздействия  на рынок. Для андерайтеров операций по разведке и добычи на шельфовых месторождениях стоимость нефти вызывает проблемы. Однако значительная доля флота вспомогательных судов, буксиров-якорезаводчиков, судов обеспечения водолазных глубоководных работ и судов обеспечения монтажных работ на морских установок находится на консервации, что окажет сильное влияние на базовый размер премиальных ставок страховщиков КАСКО. На протяжении всего 2016 года цена на нефть все также будет находиться в депрессивном состоянии, поэтому маловероятно, что данное обстоятельство будет носить кратковременный характер. Вполне вероятно, что состояние балкерного рынка по-прежнему будет слабым из-за изменений в экономике Китая. Балкеры занимают около 44% мирового зарегистрированного тоннажа, и поэтому действие установившихся условий коммерческой деятельности в сегменте балкеров в течение всего 2016 года будет стремиться вниз, поэтому страховщикам КАСКО следует тщательно изучить возможность простоя и сокращения стоимости активов. Хотя актуальные и специализированные сектора являются для страхового сообщества головной болью, масштаб профиля мирового флота в долгосрочной перспективе увеличится. Недавние события рынков взаимного страхования ответственности, по всей видимости, будут наблюдаться и в 2016 году: мировой рынок страхования в большинстве сегментах бизнеса остается в депрессивном состоянии, по этой причине среди перевозчиков продолжится тенденция к слиянию и приобретению с целью достижения масштаба, и, как результат, увеличения  чистой прибыли. Сделки по слиянию между «XL» и «Catlin», «Mitsui» и «Amlin», «Ace» и «Chubb» являются яркими примерами того, какие усилия прилагают страховщики для борьбы с тяжелым состоянием рынка, страдающего от переизбытка мощностей. Индустрия страхования КАСКО в области профессиональных знаний и преемственности нуждается в продолжительных инвестициях. На рынке, где ценообразованию зачастую придается незначительное внимание, наивысшей задачей является определение характера рисков и применения знаний и опыта для процесса объективного принятия решений. Таким образом, 2016 станет еще одним непростым годом для страховщиков КАСКО.

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх