21.12.2015

Судоходная отрасль теряет доверие

В течение сентября-ноября 2015 года общий уровень доверия к судоходной отрасли снизился. Об этом говорят результаты опроса, проведенного среди участников рынка международной бухгалтерской компанией «Moore Stephens».

Средний уровень доверия респондентов разных сфер судоходства составил 5,6 по шкале от 1 до 10, где 1 – низкий уровень, 10 – высокий. Для сравнения на август 2015 года этот показатель составлял 5,9, а, например, в мае 2008 года рейтинг доверия был 6,8.

Все основные категории ответчиков на ноябрь 2015 года указали на падение доверия к отрасли, особенно фрахтователи. Так, рейтинг упал с 6,5 в августе до 5,5 в ноябре. Уверенность снизилась и у брокеров – от 5,2 до 4,6, менеджеров – с 6,4 до 5,8, владельцев – с 5,8 до 5,7. Географически в Азии рейтинг доверия наоборот поднялся – с 5,8 до 6, а в Европе и Северной Америке снизился с 5,9 до 5,4 и 6,3 до 5,7 соответственно.

Многие респонденты выразили озабоченность по поводу переизбытка мощностей, размещенных на судостроительных верфях. Один из респондентов отметил: «Как результат избыточных судостроительных мощностей и низкой стоимости финансирования судоходный рынок страдал от предложений в течение многих лет. Мы можем только надеяться на рост спроса, чтобы ситуация улучшилась». Респонденты сошлись во мнении, что «экологические нормы будут усугублять неопределенность».

Забегая вперед, один из участников опроса сказал, что «следующие два года станут самыми жесткими»,  другой отметил – «если глобальная экономика не начнет улучшаться, ситуация вряд ли существенно изменится». Также было высказано мнение, что «крупнейшие экономики стабилизируются, что приведет к улучшению дел в судоходстве». Один из респондентов сказал: «Судоходство всегда будет важной частью мирового бизнеса».

Что касается инвестиций, то вероятность будущих крупных вложений или значительного развития бизнеса в течение ближайших 12 месяцев снизилась с 5,3 в августе до 5,2 в ноябре. Фрахтователи, менеджеры и брокеры оказались менее уверенными в этом отношении, чем были три месяца назад, а судовладельцы напротив выражают оптимизм. Среди них показатель вырос: с 5,5 до 5,7. Один из респондентов отметил, что «даже если здравый смысл будет говорить, что это плохая инвестиция, то лучше рискнуть, чем упустить возможный подъем рынка». Другой участник сказал: «Умные судовладельцы будут ждать, когда ставки упадут, а пока этого не произойдет, будут покупать поддержанные суда по низким ценам».

Количество респондентов, которые ожидают, что финансовые расходы начнут расти в течение следующих 12 месяцев, снизилось на один процентный пункт по сравнению с данными на август – до 47%. Так, затраты на топливо оказались важны лишь для 4% опрошенных. Один из респондентов сказал, что «чрезмерное регулирование делает контроль затрат еще сложнее. Кроме того, какой смысл создания правил, когда международные органы не могут договориться, как их применять, например, как в случае управления водяным балластом?»

Опрос показал, что число респондентов, ожидающих более высоких фрахтовых ставок в танкерном и сухогрузном секторах, возросло, а в контейнерном – снизилось. Один респондент отметил: «Когда статистика указывает на нехватку тоннажа в течение двух лет, владельцы заказывают его в надежде, что фрахтовые ставки повысятся, когда суда будут построены. Но если в других секторах владельцы делают то же самое, то избыточные мощности приводят к низким ставкам и падению значений, то есть проигрышной ситуации».

Ричард Грейнер, партнер «Moore Stephens», коротко заключил: «Прогноз нестабилен, но от этого будущее судоходной отрасли выглядит еще более захватывающим».

↑ 

Наверх