15.12.2015

Каждые 15 секунд – 163 несчастных случая

Каждые 15 секунд на рабочих местах по всему миру происходит более 160 несчастных случаев, - такие цифры были озвучены на 19-й Международной выставке «Безопасность и охрана труда – 2015», проходившей 8-11 декабря в г. Москва.

В рамках выставки участники делились информацией и достижениями – что нового происходит в сфере безопасности и охраны труда, знакомились с опытом зарубежных партнеров, обсуждали нормативные документы: в частности, федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (СОУТ), вступивший в силу 1 января 2014 года, и особенности его применения на рабочих местах в разных отраслях.

«Приказом № 391н Минтруда РФ от 18.05.2015 года были утверждены «Особенности проведения СОУТ на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов», – рассказывает главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) Евгений Хижняк, принимавший участие в работе выставки. – После их введения труд членов палубной команды (судоводителей, матросов, поваров, дневальных) стал относиться к классу вредности не ниже 3.1. Конечно, по сравнению с аттестацией рабочих мест (АРМ) по условиям труда класс вредности снизился, раньше он составлял 3.2 и 3.3, но это не лишило моряков возможности досрочного выхода на пенсию. Это большое достижение, что удалось сохранить для всего плавсостава морского флота, где трудятся российские моряки, в том числе члены нашего профсоюза, право выхода на пенсию по достижению 55 лет для мужчин и 50 для женщин. Не последнюю роль в этом сыграл Российский профсоюз моряков, представители которого принимали самое активное  участие  в работе над  «Особенностями СОУТ на рабочих местах членов экипажей морских судов».

Представители Министерства труда рассказали участникам о современном видении системы управления охраной труда на предприятиях РФ, ознакомили с итогами мониторинга производственного травматизма: так каждые 15 секунд на рабочих местах по всему миру происходит 163 несчастных случая, один из которых оказывается с летальным исходом. Что касается непосредственно судоходной отрасли, в России задача по учету несчастных случаев, произошедших на морских судах, еще в 2013 году возложена на Фонд социального страхования (ФСС) и Государственную инспекцию труда РФ. Все собранные данные помогут разработать профилактические меры, подходящие именно судоходной отрасли. РПСМ, как социальный партнер, участвует в разработке данных мер.

Как известно, профсоюзами всего мира уже давно обсуждаются вопросы помощи ВИЧ-инфицированным работникам и предотвращения распространения заболевания, а также повышения уровня осведомленности, в том числе среди моряков. Именно поэтому не менее важным событием в рамках выставки стал семинар по поддержке инициатив социальных партнеров, направленных на реализацию положений Рекомендации МОТ 2000 года № 200 «О ВИЧ/СПИДе и сфере труда», которая наряду со Сводом практических правил «ВИЧ/СПИД и сфера труда» МОТ являются руководством в разработке и проведении на рабочих местах политики и программ информирования и просвещения работников.

Как показывает практика, ВИЧ может стать причиной потери работы. В России при проведении медицинского освидетельствования плавсостава, в случае, если у моряка обнаружен позитивный ВИЧ-статус, его списывают с судна, и путь в море для него в будущем заказан.  Врачи объясняют это заботой о ВИЧ-инфицированных, потому что для получения необходимых медикаментов при АРТ человеку надо состоять на учете в специализированном медицинском учреждении и регулярно посещать врачей. Только при соблюдении этих условий лечение осуществляется за счет государства. Моряк в условиях нахождения судна в рейсе не может получать необходимую помощь и полноценное лечение, – считают медики, для этого он должен быть на берегу.

Особый раздел выставки, в котором приняли участие компании из разных стран (включающие в себя страны Таможенного союза и БРИКС), был посвящен современной одежде и обуви: учитывая специфику работы моряка, а также сложности, связанные с различными погодными условиями, она должна оставаться удобной, легкой и практичной.

Как заметил главный техинспектор труда РПСМ, в настоящее время в Арктике работают суда основного партнера РПСМ, группы компаний «Совкомфлот». Находясь в акватории Северного Ледовитого океана, в таких суровых условиях лучший способ обеспечить комфорт для работы на судне и сохранить здоровье экипажу — использовать теплую одежду и белье, разработанные специально для экстремальных условий.

По словам Е. Хижняка на рынке представлено достаточное количество качественной спецодежды, способной удовлетворить нужды моряков в самых разных погодных условиях. И выбрать, действительно, есть из чего, но, как известно, окончательное решение всегда остается за судовладельцами. 

↑ 

Наверх