07.12.2015

Узнать все и сразу!

Четвертый помощник капитана «NS Corona» СКФ Новошип Иван Кузнецов – моряк в третьем поколении. Дед и родной дядя – капитаны, отец и оба двоюродных брата – старпомы. Все они много лет отдали Новороссийскому морскому пароходству. В такой семье было бы странно выбрать другую профессию.

– Первый свой «взрослый» рейс забыть сложно, – вспоминает Иван. – До этого у меня был только опыт работы матросом в другой компании. Я сильно волновался: все-таки первый раз иду в рейс на офицерской должности. На судно летел с  четырьмя пересадками: Москва-Франкфурт-Барселона и, наконец, Венесуэла. Мне повезло, мой дядя-капитан летел тем же рейсом – только я на «NS Corona», а он на «NS Pride». Дома он все шутил над моим волнением, а пока летели – дал пару дельных советов.

Вечером следующего дня Иван принимал дела. На начинающего четвертого помощника свалился огромный поток новой информации.

– Я был готов к этому: записывал за моим сменщиком слово в слово, – рассказывает он. Даже на лекциях в морском университете я не был так усерден, как в тот день. Арам же, увидев мою тетрадь, вспомнил, как пару лет назад сам ходил с такой же.

Уже через несколько дней на судне Иван понял, что у моря длинная память:

– Подошел ко мне наш шеф-повар, Николай Пантак, и говорит: «А я ведь еще с твоим дедом, Иваном Гавриловичем, вместе работал». Честно скажу, было приятно. Как будто собственного старого знакомого встретил. В свободное время он мне немало порассказал о тех временах, когда работал под началом моего дедушки. Как в шторма попадали, как другие сюрпризы морской стихии преодолевали, как иномарки в Японии покупали. Вот так на флоте: годы прошли, уже и не работаешь давно, а тебя помнят.

Собственные впечатления от настоящей работы в море оказались не менее яркими. Казалось бы, в семье, где все мужчины – штурманы, он должен был наслышаться разных историй, но они говорили о чем-то из ряда вон, а новичков впечатляет масштаб и серьезность в буднях моряка.

– Свое первое расхождение запомнил очень хорошо, – говорит Иван. – Сейчас я понимаю, что это был детский лепет, но тогда ночью, в Мексиканском заливе было страшно, и одна мысль в голове: под ногами 110 тысяч тонн горючего, а на борту 24 живых человека. Самые современные учебные 3D-тренажеры не передают главного: тревоги и груза ответственности, которые на тебя вдруг сваливаются.

Именно так, в реальном деле, на мостике, море проверяет штурмана на профпригодность. Конечно, он был там не один – рядом был старпом Евгений Сапунов. Вообще же своими наставниками Иван считает всех старших офицеров того первого рейса. Именно благодаря таким, как третий помощник капитана Иван Чередниченко, уже через полтора-два месяца он почувствовал себя на «NS Corona» в своей тарелке.

– Он легко делился своими знаниями, всегда отзывчив, всегда готов помочь, – рассказывает Иван Кузнецов. – Второй помощник, Антон Петров, по-моему, знает о штурманском деле все. Не было ни одного вопроса, на который он не смог бы сходу ответить. Красный диплом ГМУ им. Ф. Ф. Ушакова, с которым он закончил в свое время учебу, плюс годы в морях – только таким трудом дается подобное мастерство.

Через четыре месяца Иван Кузнецов пришел к капитану Руслану Булатову с просьбой продлить ему контракт.

– В общем, первый мой рейс оказался памятным: ушел в начале лета, а вернулся под Новый год. Другие моряки в моей семье успели сделать контракт, отдохнуть и снова уйти. Сейчас я знаю, что семь месяцев моря – перебор, но все равно не жалею. Я хотел узнать все и сразу, и свой первый бесценный опыт я получил.

Причем не только по работе. На самом деле, воспитанный в морской семье, я всегда знал, что отличает моряков от обычных людей. Их кругозор чуть шире. Только моряк по-настоящему понимает, что реальность может очень сильно отличаться от того, что видишь по телевизору. Это касается абсолютно всего. Взять хоть банальный ананас, который я купил на базаре в венесуэльском порту. Казалось бы, у нас тоже продается в любом магазине, но, только попробовав этот, недавно сорванный с пальмы фрукт, ты узнаешь его настоящий вкус – совсем другой, насыщенный. Вот так во всем. Моя работа дает возможность увидеть, например, Эйфелеву башню, пусть мельком, но зато настоящую.

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх