24.11.2015

Усилия ИМО по сокращению выбросов с судов оказались в центре внимания

В преддверии Парижского саммита усилия Международной морской организации (ИМО) в отношении сокращения выбросов с судов оказались в центре внимания. Конференция COP 21, посвященная климатическим изменениям, пройдет с 30 ноября по 11 декабря 2015 года. Чем ближе дата, тем более сильное давление международное сообщество оказывает на Международную морскую организацию (ИМО), призывая ее усилить программу по сокращению выбросов с судов.

В проект текста документа, который будет представлен на встрече в Париже, ИМО рекомендовано внести два дополнения, обсуждение которых должно состояться 11 декабря в Бонне на подготовительном совещании.

Первое предложение состоит в том, чтобы ИМО разработала положение о топливных сборах, которые, согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFССС) будут направляться на финансирование мероприятий, направленных на сокращение выбросов в развивающихся странах. Ранее ИМО пыталась выработать рыночные меры, стимулирующие сокращение вредных выбросов, однако их обсуждение зашло в тупик. Речь идет о торговле квотами на выбросы.

Тем временем Евросоюз ввел свою собственную региональную систему мониторинга, отчетности и верификации выбросов (MRV). Ожидается, что она может стать основой для будущих мер рыночного регулирования. ИМО делает попытки создания подобной системы на международном уровне.

По своему пути в этом отношении пошла Дания. В этой стране ввели налог непосредственно на содержащие серу виды топлива. Данная мера нашла широкую поддержку среди многих стран-членов ИМО. Однако судовладельцы без энтузиазма относятся к любым предложениям, смысл которых сводится к финансовым затратам. В Международной палате судоходства (МПС) считают, что, если с участников судоходства собирать средства на борьбу с изменениями климата, то предпочтительнее это делать в форме налога на топливо.

Второе предложение для внесения в текст соглашения заключается в том, что ИМО рекомендовано установить свои целевые значения в отношении сокращения выбросов. Под этим подразумевается, что судоходная отрасль должна привести свои обязательства по сокращению выбросов в соответствие с международными обязательствами, обозначенными в UNFCCC.

Так, в конвенции говорится, что этого сокращения выбросов «парниковых» газов будет достаточно, чтобы удержать глобальное потепление в пределах 1,5 градусов. Для ИМО это больной вопрос, поскольку по данным организации, выбросы с судов будут неизбежно расти параллельно росту торговли, и сдержать рост выбросов при растущем количестве эксплуатируемых судов будет невозможно.

Согласно результатам проведенного ИМО недавнего исследования, к 2050 году количество совокупных выбросов от деятельности судоходной отрасли увеличится на 50%. Такая перспектива идет вразрез с планами UNFCCC, согласно которым, начиная с 2020 года, глобальные выбросы «парниковых» газов должны начать сокращаться.

По мнению генерального секретаря ИМО Коджи Секимизу, судоходная отрасль не должна брать на себя обязательства по сокращению выбросов, и вот почему: «Эти обязательства искусственно ограничат возможности судоходной отрасли удовлетворять спрос на услуги морских перевозок со стороны мировой экономики и создадут дисбаланс, который не позволит судоходной отрасли эффективно функционировать и на равных конкурировать с другим транспортом».

В пользу его позиции говорит тот факт, что сегодня судоходство является самым экологически чистым видом транспорта, и его дальнейшее развитие необходимо поощрять, если мир действительно стремится к распространению природоохранных технологий.

Кроме того, Секимизу обращает внимание на то, что судоходство является единственным промышленным сектором, в котором на практике реализуются обязательные требования к сокращению выбросов посредством индекса энергоэффективности конструкций судов (EEDI). Согласно действующим в судоходной отрасли правилам, все суда, которые будут построены после 2025 года, должны быть на 30% эффективнее, чем те, которые были построены в 2000-е годы.

Многие участники ИМО считают, что более реалистичной мерой для отрасли будет введение требований, ограничивающих удельное количество выбросов на тонно-милю перевозимого груза. Подобная мера с одной стороны будет стимулировать перевозчиков внедрять новые, эффективные и чистые технологии, с другой – позволит совокупному количеству выбросов с судов расти параллельно росту торговли, а значит, росту спроса на услуги морских перевозок.

Некоторые видят преимущество того, чтобы оставить этот вопрос на контроле ИМО: в таком случае обязательства по сокращению выбросов будут в равной степени распределены между развитыми и развивающимися странами, тогда как согласно конвенции UNFCCC, развитые страны берут на себя большую долю ответственности за выбросы, что, разумеется, нравится не всем.

Тем не менее, каковы бы ни были результаты предстоящей конференции СОР 21, ИМО намерена продолжать обсуждение проблемы сокращения вредных выбросов с судов. Так, на апрель 2016 года намечена дискуссия по поводу предложения, поступившего от третьего в мире по величине регистра – Маршалловых островов. Идея заключается в том, чтобы ИМО разработала свои собственные жесткие ограничения выбросов, которые будут «поставлены в один ряд с требованиями UNFCCC». Обсуждение по данному вопросу пройдет в рамках сессии Комитета ИМО по защите морской среды IMO MEPC. 

Источник: «Tradewinds»

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх