19.11.2015

РПСМ: работа судоходной отрасли должна проверяться не менее тщательно, чем авиации

Современная тенденция оказания услуг по трудоустройству российских моряков на суда под удобным флагом вызывает опасения и ставит ребром вопрос безопасности судоходной отрасли.

В связи с последними событиями в мире, связанными с угрозами террористических атак, Российский профсоюз моряков (РПСМ) задается вопросом, насколько сегодня безопасно происходит наем россиян на суда. Судя по последнему примеру с судном «Believe» (флаг Сент-Китс и Невис), этот вопрос рассматривается в последнюю очередь.  

Т/х «Believe» стоит в порт Ульсан (Южная Корея). На его борту опасный груз – фосфатные удобрения. В экипаже судна работают 15 россиян из Приморского края. С сентября 2015 года компания не платила морякам зарплату, накопив задолженность порядка $60 тысяч. Деньги благодаря вмешательству РПСМ, Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) и стойкости самих моряков, не побоявшихся пойти на забастовку, уже выплачены. И вроде бы, спор разрешен. Однако в процессе урегулирования конфликта вскрылись другие проблемы. Оказалось, что все адреса, указанные в документах, фиктивные. До сих пор неизвестно, на кого работают моряки, и кто является владельцем судна. На сегодняшний момент есть только имя посредника, погасившего долг, – Алексей и номер его мобильного телефона.

Возникает вопрос – к кому круинг трудоустроил российских моряков, и чем опасно такое трудоустройство.

Уважающее себя круинговое агентство или прозрачное круинговое агентство никогда не отправит моряков на судно, где нет коллективного договора и тем более нет работодателя.  Проблема т/х «Believe» заключается в том, что, по сути, к неизвестному работодателю можно отправить на работу неизвестно кого. Получается, что на судах с опасным грузом благодаря агентствам по трудоустройству, которые нанимают в неизвестность, в любой момент может оказаться вовсе не моряк, который хочет работать, а сомнительная личность, угрожающая судоходной отрасли. Примеры же подделок морских документов сплошь и рядом.

Комментирует председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Бодня: «Сегодня мы наблюдаем очень опасную тенденцию набора моряков на иностранные суда. Опасность, в первую очередь, создают круинги, сотрудничающие с компаниями без адреса, которым, в свою очередь, наплевать, кто перевезет опасный груз. Это делает судоходную отрасль уязвимой к любым формам преступности. Другое дело агентства, комплектующие экипажи на суда с коллективным договором. В таком случае можно поручиться за каждого: за тех, кто трудоустраивает, нанимает и работает. Это все реальные люди, подписывающие документы с юридической силой в реальном времени. Каждого из них профсоюз знает в лицо, знает, где находятся их офисы, номера телефонов для связи и обменивается информацией. Тех же, кто работает по другим правилам, иначе как «летучими голландцами» не назовешь».

О том, что ситуация, созданная на судне «Believe», действительно опасна, говорит и тот факт, что проблемами на борту заинтересовался Следственный комитет на транспорте РФ. В настоящий момент транспортная прокуратура Находки занялась поисками владельца судна и работодателя моряков. По мнению РПСМ, в рамках этой работы должна быть проверена деятельность круинга.

Российский профсоюз моряков считает, что в связи с неспокойной ситуацией в мире работа торговой судоходной отрасли, в частности, круинговых агентств должна находиться под строгим контролем надзорных ведомств и проверяться не менее тщательно, чем гражданской авиации.

↑ 

Наверх