06.11.2015

У конвенции накопительный эффект

Два года назад, вступила в силу Сводная конвенция Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC). Что же изменил этот документ? Мнения разделились. Одни считают, что «Билль о правах моряков» (как еще называют конвенцию) принес множество положительных изменений в жизнь моряков. Другие – что MLC не оправдывает ожиданий.

Цель этого уникального документа – обеспечить  моряков правом на безопасное рабочее место, справедливые условия найма и гарантии достойной жизни в море. Число стран, подписавших «билль», с каждым годом растет. Например, этой осенью конвенция вступила в силу в Китае. На данный момент  66 государств (более 80 процентов валового тоннажа мирового торгового флота) ратифицировали MLC. Игорь Холявка, технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) рассказывает, что изменилось за эти два года.

– Естественно, первый год после вступления в силу конвенции, профсоюзы почувствовали эйфорию, – рассказывает он. – И не удивительно. Впервые у них на руках оказался документ, защищающий трудовые права моряков в полном объеме. Но уже в следующем году стало ясно, что восторги преждевременны. Конвенция даёт результат не сразу – у нее накопительный эффект. Между прочим, так было и с другими краеугольными морскими конвенциями: SOLAS и MARPOL.

По мнению Игоря Николаевича, одно из важнейших достижений последних двух лет - возросшая роль портовых властей (PSC ) при проверках судов на соответствие MLC.

– Инспектора PSC раньше плохо ориентировались в содержании индивидуальных контрактов и коллективных договоров, – рассказывает Игорь Николаевич. – Для них это была китайская грамота.  Сейчас же, инспектор PSC в Новороссийске, увидев индивидуальный контракт моряка на одном листике, такой писулькой не удовлетворится, заподозрит неладное и устроит серьезную проверку всей судовой документации, относящейся к соблюдению трудовых прав моряков. Кроме того, наконец-то портовые власти стали автоматом направлять гневные нотисы в администрацию государства флага по любому серьезному нарушению.  На судовладельцев такой кнут действует не хуже угрозы ареста. Еще один положительный момент, который хотелось бы отметить, моряки наконец-то освоили механизм подачи жалобы, который им дал MLC.

Надо сказать, что введение Сводной конвенции Международной организации труда 2006 года не сильно отразилось на моряках крупных и солидных судоходных компаний. Например, такой как «СКФ Новошип». Ведь коллективный договор, который заключила компания по стандартам Международной федерации транспортников (МФТ), дает  морякам гораздо лучшие условия труда в море, чем  предусматривают стандарты MLC.

– Конвенция затронула  мелких и средних  судовладельцев.  Раньше они любой контакт с профсоюзом расценивали, как посягательство на свою независимость. Теперь же, благодаря MLC, их отношение изменилось. С их стороны наступило понимание, что коллективный договор – документ, составлением которого должны заниматься профессионалы. Теперь они сами заинтересованы в сотрудничестве с нами. Естественно, без конвенции достичь этого было бы труднее.

В последние два года наметилась тенденция перехода судов под российский флаг (второй реестр). Таким судовладельцам, по мнению Игоря Холявки, надо знать, что требования MLC не сильно отличаются от российских стандартов по охране труда, а зачастую эти стандарты даже жестче.

– Например, надо помнить, что под российским флагом моряку не достаточно идти в рейс по контракту, он должен быть принят на работу по трудовой книжке, – рассказывает Игорь Николаевич о наиболее типичных ошибках судовладельцах. – Так же многие юридически неподкованные судовладельцы заключают коллективный договор на отдельный пароход, а это серьезное нарушение законодательства, так как по Трудовому кодексу РФ судно не является обособленным подразделением. И напоследок, хотелось бы добавить, что в связи с введением специальной оценки условий труда, учет рабочего времени до года (больной вопрос для многих судовладельцев) возможно только при наличии коллективного договора. Поэтому хотелось бы донести простую мысль до судовладельцев, желающих работать  нормально, по закону: вне зависимости от того, под каким флагом работает судно, заключайте коллективный договор грамотно. Для этого обращайтесь в ЮТО РПСМ, чьи инспектора и юристы знают о всех тонкостях этого документа.

Cправка: Среди топ-государств флага в рейтинге нарушителей норм  MLC на борту судов лидирует Панама – 569 нарушений во второй год действия (510 в первый год), далее следуют Мальта – 245 (229), Либерия – 242 (233), Антигуа и Барбуда – 241 (188), Маршалловы острова – 192 (155), Багамские острова – 123 (91), Кипр – 89 (78) и Гонконг – 80 (72). Что касается других стран, то, например, Россия улучшила показатели, опустившись на 12 место, а Белиз и Сингапур наоборот – поднялись на 9 и 10 места соответственно.

Если говорить о задолженности по заработной плате, то в первый год имплементации MLC она составила 49 миллионов долларов во второй – 40 миллионов долларов. Инспекторам МФТ по всему миру удалось вернуть для моряков общую сумму в 89 миллионов. 

Источник: ЮТО РПСМ. 

↑ 

Наверх