22.10.2015

Что делать моряку в беде, если не получилось дозвониться до Белого дома?

Для российских моряков типовая история ареста судна «Pattana» в корейском порту Пусан закончилась относительно благополучно. Судовладелец не расплатился с кредиторами и моряками на общую сумму в $250 тысяч. Иск для ареста судна был подан за кордоном, где не действует телефонное право, и приставы немедленно исполняют решение суда. Теперь хозяину придется либо погасить долг и компенсировать судебные издержки, либо судно будет продано на аукционе с молотка.

Бывает, что моряки обанкротившегося судовладельца неделями и даже месяцами живут в портах. В случае с судном «Pattana» россиянам повезло: деньги на билеты нашлись. Как заграницей решаются для российских моряков ситуации с банкротством судовладельца? Как кризис повлиял на заработок моряков, и какие проблемы российского торгового флота обострил? Интервью с заместителем председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Александром Бодней.

Александр Михайлович, экипаж вернулся домой, но с ним не расплатились. Что произойдет дальше? Если судно продадут с молотка, хватит ли вырученных на аукционе денег, чтобы покрыть долги?

– Хватит морякам, кредиторам, и еще останется. Однако судя по опыту, до аукциона дело не дойдет. Судовладелец из кожи вон, но найдет необходимую сумму, так как судно стоит гораздо больше.

– Задержки с выплатой зарплаты связаны с кризисом?

 – Нет, с правовым статусом моряков. Большинство экипажей состоят в нашем профсоюзе. В этом случае с судовладельцем подписывается коллективный договор и выплаты происходят вовремя. Проблемы случаются, но не достигают критических значений. Экипаж судна «Pattana» в наш профсоюз не вступил. Может быть, решили сэкономить на взносах. Вот и накопился долг в $95 тысяч. Это примерно двухмесячный фонд зарплаты.

Если же говорить о кризисе, то он повлиял на транспортные потоки. Количество перевозок сократилось, и поэтому морякам стало гораздо труднее найти работу. Но если она есть, и заключен правильный колдоговор, то с выплатами все в порядке.

– Злополучная «Pattana» ходила под флагом Белиза, а ведь правительство РФ не первый год принимает меры для возвращения торговых судов под российскую юрисдикцию.

 – Я не скажу, что с этим ничего не делается: существуют программы и уже есть подвижки, но отрасль обладает большой инертностью, поскольку требует больших вложений. Поэтому большинство пока предпочитает ходить под так называемым «удобным флагом». Основной их плюс – доступные финансовые ресурсы. Скажем, кредит для строительства судна в Гамбурге или Франкфурте судовладелец может взять под символические проценты. Все прекрасно знают, какие кредиты и под какие проценты дают российские банки.

– Последний вопрос: за чей счет моряки вернулись домой из Южной Кореи, помогут ли им российские власти?

 – Такое иногда случается, но только если их представители смогут дозвониться до Белого дома. Вот тогда – указания из Москвы, и в конфликт включаются местные власти, МИД. Если экипаж состоит в РПСМ, и людей по какой-то причине сняли с судна, то профсоюз помогает им вернуться домой. Если же исключить оба варианта, то, как правило, моряки сидят в иностранном порту, пока с судна не снимут арест или возвращаются домой за свой счет.

На основе материала «Труд»

↑ 

Наверх