09.10.2015

Нужно бережно относиться к людям

Николай Головченко – прославленный капитан СКФ с огромным опытом работы на танкерном флоте, лау­реат всевозможных профессиональных наград. Признание танкера «Эльбрус» лучшим судном 2014 года в составе флота «СКФ Ново­шип ТМ» стало для него очередной высокой оценкой.

Николай Головченко рассказал, каким было судоходство почти 50 лет назад и стало сейчас, о работе штурмана, и какие жизненные приоритеты лежат в основе его личного успеха.

– Впервые на палубу танкера я ступил в дале­ком 1968 году курсантом судово­дительского факультета Батум­ского мореходного училища. Флот за эти 47 лет изменился неузнаваемо! На моем первом судне, танкере «Дрогобыч», не было авторулевого: на вахте постоянно находились двое матросов. Из средств электро­радионавигации – гирокомпас, на котором постоянно срабаты­вала сигнализация по перегреву, и допотопный радиолокатор. Его берегли и вклю­чали только в туман или при прохождении узкостей. Лаг был ручной и каждый час вахтенный бегал на кор­му, чтобы записать показания.

Основными рабочими инструмен­тами штурмана были пе­ленгатор и секстан. В то время названия и характеристики всех маяков Черного, Средиземно­го и других морей, куда ходили суда компании, судоводители знали назубок. Знание карты звездного неба было вопросом престижа. Сегодня даже Большую Медведицу покажут не все. Считают, что астрономия – пережиток прошлого, а местопо­ложение судна в любую секун­ду можно снять с СРВ. Романтика штурманской профессии исчезает на глазах.

В разы выросло количество судов в мировом океане, ужесточились требования к без­опасности мореплавания, к ох­ране окружающей среды. Практически в каж­дом порту судно подвергается инспекции. Приходится половину рабочего времени про­водить за состав­лением различных отчетов!

Изменились и люди. Выпускники морских вузов, прошедшие обе практики на судах СКФ и уже знакомые с требованиями, подготовлены неплохо. Обучение же рядовых фактически поручено судовым экипажам. Некоторые вообще впервые видят танкер. Недаром наша компания в последние годы стала уделять больше внимания подготовке рядового состава.

Я стал капитаном во времена Совет­ского Союза, когда на море было отно­сительно спокойно. Были мелкие попытки воровства в Азии и Южной Америке, но и в самом страшном сне мне не могло привидеться, что под ко­нец карьеры я буду опутывать родное судно колючей проволокой, чтобы защи­титься от пиратов, в Гвинейском или Аден­ском заливе буду просыпаться по ночам на каждый посторонний звук, а моего лучшего друга, однокурсника и коллегу, капитана Василия Трегу­ба захватят нигерийские пираты! Или что могут возникнуть трудности с посещением друзей-однокурсников в городе моей юности Батуми, а в пре­красном морском городе Одессе будут твориться ужасы, как во время войны.

В перестроечные времена Россию в Европе и Север­ной Америке принимали за сырьевой придаток Запада. Сейчас нас снова начали уважать во всем мире. Вспоминаю случай в последнем рейсе. Лоцман из малайского порта Пасир Гуданг, узнав, что мы русские, с жаром пожал мне руку и сказал: «Капитан, держитесь! Не вздумай­те уступать. Мы все здесь в Ма­лайзии за Россию, и прекрасно по­нимаем, что происходит в мире»!

Танкер «Эльбрус», на котором Николай Головченко от­работал 10 лет, стало лучшим судном СКФ в 2014 года. Безусловно, это заслуга всего экипа­жа. Капитан рассказал, как ему удалось организовать работу команды:

– Известие о том, что наше судно стало лучшим, явилось для меня и моего коллеги и сменщика, капитана Николая Демченко, приятной неожи­данностью. Тот год был очень напряженный. Нам впервые за 10 лет с момента приемки судна пришлось оправдывать присвоен­ный ему ледовый класс. В январе-феврале наш танкер совершал рейс в Кве­бек и Монреаль – канадские порты реки Святого Лаврентия. В отдельные дни морозы достигали 30 градусов, но благодаря большой подготови­тельной работе, проведенной эки­пажем, и выполнению рекоменда­ций нашего суперинтенданта В. Крику­нова, мы успешно его завершили, не допустив ни одной поломки. Затем был рейс в Норвегию через зимнюю штормовую Атлантику, плановый двухнедельный ремонт на класс в турецком порту Тузла, рейс на тихоокеанское побережье Мексики, небезопасный нигерийский порт Лагос. Мы успешно прошли ряд инспекций нефтяных компаний, Парижского и Черноморского меморандумов, инспекции класса DNV. Завершили год в Тихом океане на траверзе Гавайских островов, выполняя рейс на Японию.

Основное наше богатство – ко­нечно, люди! Мы с моим сменщиком еще 10 лет назад договорились ничего не скрывать друг от друга, и учитывая, что мы работаем по четыре месяца, а основной экипаж – по шесть, не делить лю­дей на своих и чужих. Подбираем профессионалов, способных работать, не считаясь со временем, и уживаться с людьми в экипаже. Ведь судно, как аквариум – поведение каждого на виду. Начинать приходится с себя.

За эти годы нам действительно удалось по­добрать команду, способную спра­виться с любой задачей. Конечно, кто-то ушел на другие суда, став капитанами и стар­шими механиками, но основной костяк возвращается на ставший уже родным «Эль­брус». Из командиров хотелось бы отметить в первую очередь стар­шего механика Ю. Гречухина, старших помощников Н. Бородина и В. Кузнецова, второго механика А. Гордиюка (когда-то он пришел на судно мотористом), на­стоящего мастера своего дела электромеханика С. Лежнина, вторых помощников Е. Гапатика и А. Шанина. Особый сказ о рядовых. В первую оче­редь, это донкерманы А. Белан и С. Бабай, а также боцманы А. Щаблыка и В. Растопшин. Эти ребята из славной когорты выпускников Новороссийской мо­реходной школы. Всю свою жизнь они посвятили флоту, стали классными специалистами.

Конечно, жизнь экипажа – не только работа. Есть место и спорту, и праздникам. На берегу многие из наших встречаются, дружат семьями, вместе ходят на охоту и рыбалку.

Николай Головченко поделился секретом своего успеха и дал хороший совет тем, кто стоит в начале своей морской карьеры, как завоевать уважение коллег:

– Молодые люди, выбравшие море, должны ясно себе представ­лять, что это не только романтика дальних странствий и высокая зарплата. Это и длительная разлу­ка с родными и близкими, замкну­тый коллектив, частая смена часовых поясов, бессонные ночи в штормовую погоду, опасности, необ­ходимость работать боль­ше восьми часов в сутки. Нужно быть готовым к тому, что тебя мо­жет не дождаться любимый чело­век, который тебе клялся в вечной любви и с которым ты планировал связать свою дальнейшую жизнь.

Но это настоящая мужская работа! Здесь в основном работают люди, которые умеют трудиться, ценить дружбу и преданность, всегда готовые прийти на помощь.

На флоте сейчас экипажи со­кращены до минимума, нагрузка возросла. Флот ждет грамотных специалистов, поэтому старайтесь получить в вузе как можно больше знаний. А практические умения – дело наживное, на судне ваше желание стать классным специалистом обязательно заметят и всегда найдут­ся опытные моряки, готовые по­мочь. Командирские качества – тоже важно. Но… Моим первым капитаном на Дальнем Востоке был знаме­нитый капитан В. Любченко, ко­торый во время войны перевозил лендлизовские грузы из тихооке­анских портов США во Владиво­сток. Его именем впоследствии был назван сухогруз Дальневосточного морского пароходства. Так вот он, ус­лышав, как я, молодой и чересчур активный четвертый помощник, обращаюсь по имени к матросу, которому далеко за 50, вы­звал меня в каюту и сказал: «Сы­нок! А ты знаешь, что этот, как ты выразился, Павлик пришел на флот в 1943 году 16-летним пареньком и дважды тонул во время войны? Скромность и почтение к тво­ей командирской должности не позволили ему сделать тебе замечание, но уважения от него ты не полу­чишь. Береги людей, которыми тебе доведется командовать, особенно рядовых. Если они будут видеть в тебе отца-командира, они никогда не подведут в трудную минуту, а ты с ними сможешь горы свернуть». Я не раз убеждался в его правоте.

В этом году Николай Головченко завершил карьеру на море, 22 года отрабо­тав в должности капитана: «Морская фортуна была благосклонна ко мне: за эти годы я не потерял ни одного челове­ка, не допустил ни одной аварии с судном, брака коммерческого груза и прочих проблем. Так сло­жилось потому, что я работал с настоящими профессионалами».

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх