07.10.2015

Необходимые, но игнорируемые 1,5 млн моряков

Ежедневно до 100 тысяч судов выполняют рейсы, перевозя 90% грузов, в том числе товары первой необходимости. Каждый день моряки приходят с рейсов и уходят в море, а результат их труда в большинстве случаев остается в тени.

К сожалению, большинство людей думают о море исключительно как об отдыхе, средний потребитель не уделяет должного внимания профессии моряка, пока те не станут жертвами катастрофы и их имена не окажутся на первых полосах газет. Например, как это случилось с 33-ю членами экипажа судна «El Faro», потерпевшего катастрофу 1 октября около Багамских островов в результате урагана Хоакин.

В 2010 году Роуз Джордж довелось путешествовать на контейнеровозе компании «Maersk Line» – «Maersk Kendal» – из Северной Европы в Сингапур. Ей повезло оказаться на судне с многонациональным экипажем, включая опытных британских офицеров и рядовых филиппинцев, которые откровенно общались с Роуз. Недельное нахождение на борту позволило ей показать себя хорошим репортером, отличным писателем, успешно прошедшим интенсивный курс современного моряка, после чего в свет вышла книга «Глубокое море и дальнее плавание» (Deep Sea and Foreign Going).

Спустя несколько дней после трагических событий с судном «El Faro» она вспоминает тот рейс и размышляет о профессии моряка:

«Когда я путешествовала на борту «Maersk Kendal» из Феликсстоу в Сингапур, мне повезло оказаться среди профессионального экипажа. Жизнь на современном контейнеровозе показалась одинокой. Многие из моряков, находившихся на судне, тщательно рассчитали, сколько лет им нужно провести в море, чтобы заработать достаточное количество денег и уйти на берег.  

Работа в социально-ответственной компании на хорошем судне – это хорошо оплачиваемая работа. Например, филиппинец с «Maersk Kendal» получал $1000 в месяц, что в разы больше, чем на его родине можно заработать на берегу.

Однако вместе с тем эксплуатация труда в этом секторе тоже встречается. В 2014 году Международная федерация транспортников (МФТ) во всем мире добилась выплат задолженности по зарплате для моряков на общую сумму около $60 млн.

Несмотря на некоторые негативные моменты, судоходство, например, становится безопаснее. В прошлом году произошло 75 крупных аварий – это самый низкий показатель за последние 10 лет. Если заглянуть в офисы большинства судоходных компаний, то их стены оклеены сертификатами безопасности.

Однако один капитан как-то сказал мне, что тот, кто работает в море, знает: люди могут делать все возможное и невозможное, чтобы океаны стали безопасными, но это по-прежнему самое опасное место на планете. Между тем некоторые проблемы в море исходят от самих людей. Например, крайне сложно соблюсти нормы охраны труда в открытом море в погоне за деньгами.

Когда я писала о гибели скотовоза «Danny F II» в 2009 году, на борту которого было 17932 голов крупного рогатого скота и 10274 овец, и который шел под управлением 44 моряков, государство флага Панама, имеющее самый большой флот в мире, отказалось разглашать сведения об аварии. И никто не смог заставить их сделать это.  

В конечном итоге Панама подала отчет в Международную морскую организацией (ИМО), но отказалась сделать его доступным для скачивания, хотя родственники просили государство флага раскрыть информацию.

Теперь сравните это с авиакатастрофами. Согласно требованию Международной организации гражданской авиации, результаты расследования должны быть «общедоступными сразу, как только это возможно в течение двенадцати месяцев с момента инцидента».

Сегодня почти 70% судов работают под флагами стран, которые не имеет ничего общего с экипажем, владельцем или маршрутом. Эти открытые реестры (или удобные флаги) и правда могут быть хорошими, но они также могут позволить себе недобросовестное поведение и ускользнуть от ответственности. Судно «El Faro» работало под американским флагом, так что, скорее всего, отчет не заставит себя долго ждать.

Т/х «El Faro» был построен 40 лет назад. Опытному капитану и экипажу не повезло, потому что их рейс совпал с ураганом. К сожалению, всегда есть одна неизбежная правда отношений человека с морем: когда судно имеет механические повреждения, море, как правило, выигрывает.

Я оплакиваю моряков судна «El Faro», а также рыбаков, с затонувшего 18 сентября тайваньского судна, и еще девятерых погибших моряков при столкновении цементовоза «Asia Cement 2» и рыболовного судна «Shih Hui 31» и трех членов экипажа с судна «Jin Wang You 9», и всех, кто не вернулся из рейсов.

Вот почему мы должны научиться ценить 1,5 млн моряков, которые рискуют своей жизнью, чтобы доставить нам 90% всего. Они это делают изо дня в день в любую погоду».

Автор: Роуз Джордж для CNN

↑ 

Наверх