14.09.2015

Быть или не быть портам-убежищам?

Таким вопросом задается морское сообщество после проверки практического действия новых руководящих принципов по оказанию помощи судам, терпящим бедствие. Европа готова внести директивы на рассмотрение.

Свод европейских руководящих принципов по предоставлению мест укрытия был испытан в начале сентября на Мальте. Со временем данные директивы в силах стать для национальных правительств глобальным стандартом по оказанию помощи судам, оказавшимся в опасности.

Инициатива Европейского Союза по совершенствованию директив по портам-убежищам стала ответом на инцидент с контейнеровозом «Flaminia» в июле 2012 года. Тогда практически уничтоженное огнем судно около двух месяцев пыталось попасть в европейские территориальные воды, однако ни одно прибрежное государство не оказало помощь контейнеровозу. В конечном счете, Германия, где было зарегистрировано судно, дала разрешение на заход «Flaminia».

Совсем недавно ярким примером отказа государств от предоставления места укрытия для судов, находящихся в опасности, стал пожар на борту химовоза «Maritime Maisie». Судно две недели находилось в море из-за того, что ни Япония, ни Южная Корея не предложили свои порты с целью укрытия судна.

Европейской инициативой руководит Хью Шоу, представитель Государственного секретаря Великобритании по вопросам спасения и оказанию помощи на море. Именно он сыграл важную роль в продвижении поправок. Новые директивы являются результатом обширного процесса консультирования с такими заинтересованными сторонами, как Международная палата судоходства (ICS) и Международная группа клубов взаимного страхования ответственности (IG). Обе организации решительно выступали за соблюдение странами международных правил в области предоставления портов-убежищ.

В ходе двухдневных учений на Мальте, организованных Европейским агентством по морской безопасности (EMSA), новые директивы испытывались с целью проверки процесса принятия решений касательно того, где и когда должно предоставляться убежище терпящему бедствие судну в соответствии с новыми требованиями.

Так, для этого в первый день испытаний было организовано условное столкновение контейнеровоза и танкера. В центре внимания второго дня учений стало условное загрязнение моря в результате инцидента с участием танкера, которому было предложено место укрытия на Мальте. В испытаниях участвовал флот судов EMSA по борьбе с нефтяными загрязнениями.

Прозрачность – ключевой элемент в европейских директивах по портам-убежищам. Например, в открытом доступе будут находиться список мест для укрытия и контактная информация ответственных лиц в национальных морских администрациях, что должно помочь судовладельцам, в случае аварии, быстрее связаться с нужным представителем. Государства должны контролировать процесс принятия решений при рассмотрении запроса на предоставление места укрытия для терпящего бедствия судна, чтобы предупредить отказ в порте-убежище прибрежными странами без весомых на то причин и проведения полной оценки рисков. Также на судовладельцев и спасательные компании возлагается расширенная ответственность по передаче на рассмотрение национальным государствам на раннем этапе плана спасения.

Считается, что новые руководящие принципы могут быть приняты Международной морской организацией (ИМО) на глобальном уровне.

Автор: Адам Корбетт для «Tradewindsnews»
Перевод ЦИА РПСМ
↑ 

Наверх