07.09.2015

Семинар «Актуальные вопросы охраны труда на судах морского и речного флота» прошел в Петербурге

2-3 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге проходил семинар «Актуальные вопросы охраны труда на судах морского и речного флота», организатором которого выступил  «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЗАО «ЦНИИМФ») министерства транспорта РФ.

В семинаре приняли участие российские судовладельцы, специалисты Российского профсоюза моряков (РПСМ), представители Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу, Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) по Санкт-Петербургу, Российской палаты судоходства и «Всероссийского научно-исследовательского института охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд).

«В течение последних двух лет в России принят ряд документов, регламентирующих безопасность труда моряков, в частности, это касается новой редакции правил охраны труда на судах морского и речного флота; изменений в законодательстве Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (СОУТ) и других. Мы с коллегами встретились, чтобы обсудить важные моменты новой СОУТ и консолидировать все имеющиеся на сегодняшний день знания по этому вопросу», – рассказал главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк.

Отметим, что с принятием новых нормативных актов на предприятиях страны повсеместно введена система управления охраной труда, которая включает в себя ряд процедур, в том числе и специальную оценку условий труда, пришедшую на смену аттестации рабочих мест по условиям труда.

Семинар провели по многочисленным просьбам представителей судоходных компаний с целью разъяснения требований новой редакции правил по охране труда на судах морского и речного флота;  требований приказа 301-Н от 18.05.2015 года «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки труда на рабочих местах членов экипажей морских судов; судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов» (зарегистрирован в Минюсте 04.06.2015 рег. №37531); требований межотраслевых правил охраны труда на высоте;  требований ФЗ-421 от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке труда».

Среди других важных вопросов особое внимание уделили вопросам досрочного пенсионного обеспечения. Из-за новой СОУТ члены палубной команды (судоводители, матросы, повара, дневальные) потеряли часть социальных гарантий. Ранее, до принятия нововведений, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ) члены палубной команды относились к классу 3.2 и 3.3. После принятия закона № 426 были разработаны методики, по которым проводились замеры по напряженности труда. Была принята и утверждена методика с теми ограничениями, по которым капитаны,  судоводители, вахтенные штурманы  по напряженности труда попадали в класс 3.1.

«Теперь по результатам СОУТ  капитаны, судоводители и матросы больше не имеют дополнительно оплачиваемого отпуска за работу, как когда-то при проведении аттестации рабочих мест. В любом случае, большое достижение, что нам удалось сохранить для всего плавсостава морского флота, где трудятся российские моряки, в том числе члены нашего профсоюза, право выхода на пенсию по достижению 55 лет для мужчин и 50 для женщин», – говорит Хижняк.

По итогам семинара 4 сентября, Российский профсоюз моряков (РПСМ) организовал совещание, посвященное вопросам охраны труда на судах морского и речного флота. В мероприятии приняли участие инспекторы труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) со всех регионов страны: Балтийской, Калининградской, Северной, Черноморско-Азовской, Южной, Азово-Донской, Центрально-Западно-Сибирской территориальных организаций РПСМ и первичной профсоюзной организации моряков г. Севастополя РПСМ.

«Сейчас это очень актуально, потому что в 2014 году были внесены изменения, и 2015 год показателен. Для нас очень важно, что профсоюз организовал ряд мероприятий, на котором присутствовали судовладельцы.  Не менее важно, что специалисты, которые рассказывали и комментировали нововведения, сделали акцент на то, что в состав комиссии, которая будет проводить СОУТ, должен входить представитель профсоюза. Это очень важный момент и для работодателя и профсоюзов, других заинтересованных лиц, которые будут участвовать в СОУТ, это и есть социальное партнерство, –  считает председатель первичной профсоюзной организации РПСМ г. Таганрога Леонид Глушак. – Мы надеемся, что и дальше будем встречаться и обсуждать актуальные вопросы, потому что каждый год происходят какие-то изменения в  законодательстве. Я для себя и для своей организации почерпнул много нового. Инструкция есть, но комментарии специалистов – каким образом все организовать, этапы проведения и т. д., это очень важно».

«Для меня, как для начинающего специалиста, подобные мероприятия очень важны, это опыт. Мы получили много новой информации относительно изменений в законодательстве, которые влияют на работу плавсостава, работающего на морских судах. Все это делается для моряков и речников, в нашем случае, для речников, чтобы защищать их интересы. Мы хотим добиться для них хотя бы того, чтобы им выплачивался тот минимум, который полагается. В сфере речных перевозок им не хотят даже тех денег выплачивать. Мы со своей стороны делаем все возможное для того, чтобы работодатель выполнял свои обязательства», –  говорит зам. председателя Центрально-Западной-Сибирской территориальной организации РПСМ (г. Самара) Сергей Савостин.

«Чего-то нового принципиального я не услышал, мы все эти изменения предвидели заранее. Но в то же время, это совещание позволило соотнести новые изменения с учетом Трудового кодекса и другими постановлениями. Для меня выстроилась целостная картина  этого вопроса. А здесь на совещании мы обсудили все эти вопросы между собой, каждый рассказал, что он и как делает в той или иной ситуации. Это очень полезно с точки зрения консолидации деятельности», – уверен технический инспектор Южной территориальной организации РПСМ Игорь Холявка.

«Семинары и совещания надо проводить, как можно чаще, а еще лучше сочетать их с выходом в порт, на суда, на живом примере показывать и рассказывать. Потому что сейчас законодательная база меняется очень быстро и часто, и надо очень быстро все схватывать на лету. В таких важных вещах нужна помощь коллег, надо обязательно советоваться друг с другом, встречаться, и обмениваться опытом, чтобы понять, как потом правильно производить замеры по новым СОУТ, –  считает главный инспектор труда, технический инспектор Северной региональной организации РПСМ Игорь Козьмин, – важно приглашать на эти мероприятия  представителей тех ведомств, которые занимались разработкой этих нормативных актов, потому что они знают все детали вопросов и смогут дать исчерпывающий ответ по ним». 

По его мнению, в связи с ужесточением требований по охране труда, моряки, чьи условия труда во все времена относились к тяжелым,  не смогут выйти досрочно на пенсию. Безусловно, автоматика несколько облегчает труд современных моряков, но, тем не менее, труд работников морской отрасли был и остается тяжелым, тем более, что сейчас численность экипажей сокращена донельзя.

Подобные мероприятия, в конечном итоге, проводятся ради благополучия моряков – членов экипажей, которые работают на судах, – уверены в РПСМ.

↑ 

Наверх