24.08.2015

Мы за повышение правосознания моряков

Когда до инспекторов Международной федерации транспортников (МФТ) донеслась весть о том, что судовладельцы, морские профсоюзы и Международная организация труда (МОТ) планируют консолидировать и переписать устаревшие трудовые соглашения для моряков, большинство было настроено скептически.

Идею, что новая, улучшенная Сводная конвенция о труде в морском судоходстве (MLC) будет более полезна, действеннее или популярнее, чем более ранние документы, было трудно принять. Многие были обеспокоены тем, что новоиспеченный «Билль о правах моряков» снизит те высокие стандарты, которые были завоеваны, а судовладельцы начнут ссылаться на конвенцию в спорах по уже подписанным трудовым контрактам.

Однако Сводная конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве была принята два года назад, и некоторый скептицизм на тот момент все еще оставался. Это было очевидно на протяжении подготовки инспекторов МФТ по MLC 2006 и даже до сих пор.

МФТ в Канаде побеседовала с главой проектирования и организации кампаний в отделе морских операций МФТ Кэти Хиггинботтом. Она одна из тех, кто принимал участие в обсуждении MLC. Кэти рассказала о том, как внедряется конвенция, и что еще предстоит сделать.

МФТ в Канаде: МФТ в Лондоне постоянно отслеживает реализацию MLC. Как выглядит статистика по выявленным нарушениям?

Кэти: Я хотела бы сказать, что мы видим значительное улучшение условий труда моряков после вступления конвенции в силу, но пока что это не так. Глядя на статистику отчетов инспекторов МФТ, там все те же старые проблемы: невыплаты заработной платы, нарушения трудовых договоров и условия труда на борту. Панама – крупнейшее государство флага и вторая страна, ратифицировавшая MLC, имеет наибольшее число проблем. Это позволяет предположить, что Панама до сих пор не имеет достаточно ресурсов для борьбы с нарушением на том количестве судов, которые она контролирует.

МФТ в Канаде: расскажите об опыте инспекторов МФТ по всему миру, о проблемах и успехах.

Кэти: Положительный факт – как правило, инспекторы МФТ сотрудничают с представителями государственного портового контроля и государства флага, которые следят за исполнением конвенции. Инспекторов МФТ часто признают в качестве экспертов, например, когда речь заходит о заработной плате. Я думаю, налицо растущая осведомленность моряков: теперь они могут говорить о своих правах и защищать их в соответствии с MLC. Во многом им помогают инспекторы МФТ, представляя правовую основу для требования достойных условий труда. Однако есть много стран, которые не ратифицировали конвенцию, и также много государств, не имеющих возможностей должным образом выполнять требования.

МФТ в Канаде: существуют ли заблуждения в интерпретации конвенции?

Кэти: Некоторые судовладельцы пытались навязать свое мнение, что нет необходимости заключать коллективный договор МФТ, если судно прошло сертификацию по MLC. Это, своего рода, умышленное непонимание целей MLC и коллективного договора. Это типично для боссов, которые говорят, мол вам не нужно организовываться, потому что мы хорошие работодатели. Это фундаментальное непонимание основ MLC – конвенции, которая вышла из МОТ, где правительства, работодатели и работники имеют голос. Просто те, кто хочет устранить МФТ со своего пути, ищут возможность нечестно конкурировать.

МФТ в Канаде: мы знаем, что в конвенции предвидятся изменения. Можете ли вы рассказать о предстоящих поправках?

Кэти: Поправки, касающиеся финансовой безопасности в случае возникновения претензий,  смерти или долгосрочной инвалидности, были согласованы в июне 2014 года и, как ожидается, вступят в силу в начале 2017 года. Это действительно большой шаг вперед. Государства флага должны иметь систему страхования либо своего рода фонды, доступные морякам, в тех случаях, когда судовладельцы их оставляют, не могут репатриировать, разрывают контракт и не выплачивают заработную плату. Такая страховка покроет расходы на репатриацию, затраты на питание, воду, топливо и заработную плату. Страхование создаст трудности компаниям, пытающимся уйти от ответственности, и заставит государства флага быть более осмотрительными с теми, кого они принимают в свои реестры.

МФТ в Канаде: что ты чувствовала, наблюдая за принятием MLC?

Кэти: Было ощущение общих ценностей. Задача состояла в том, чтобы идеей конвенции прониклись все. MLC – тот самый ключ, открывающий морякам понимание собственных прав и дающий возможность требовать их.

Источник: itfcanada.org

↑ 

Наверх