16.08.2015

Завершение недели акции на Черном и Азовском море. Итоги

Всю эту неделю с 6 по 10 июля 2015 года в портах стран черноморского региона проходила неделя профсоюзных действий против удобных флагов и в защиту трудовых прав моряков. Всего в 29 портах Черного и Азовского моря проинспектировали 205 судов, из которых 60 стояло в портах России, сообщает координатор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) в  РФ Сергей Фишов.

Проверки проходили на 60 судах с более, чем 3110 членами экипажей на борту. Экипажи большей частью состояли из граждан Турции, Украины, Филиппин, меньше всего среди них было моряков из Сирии и России.

«В этом году было проинспектировано гораздо больше судов, чем в 2014. Так, для сравнения, в прошлом году в портах России: Новороссийске, Ейске, Темрюке, Тамани и порту Кавказ инспекторы и волонтеры Российского профсоюза моряков (РПСМ) и МФТ посетили более 30 судов. Всего в тот год, в рамках акции было проинспектировано около 100 теплоходов. Отметим, в 2015 году, по понятным причинам, в список портов для проверки добавился порт Севастополь», – говорит Фишов.

Общие впечатления от недели акции: ситуация на Чёрном море не улучшается, а ухудшается. Возраст судов, заходящих в относительно благополучный порт Новороссийск может достигать 43 лет, что касается портов Азовского моря – это вообще нормальная практика, – сообщает инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина.

«Так, максимальная заработная плата для матроса первого класса на судах под турецким флагом составляет 1200 долларов США, те же моряки под удобным флагом получают максимум до 1000 американских долларов, сирийцы и египтяне готовы работать и за 600», – говорит Ананьина.

Также обычным делом является невыплата морякам заработной платы. Во время акции, было задержано два судна, принадлежащих компании «Sailtrade», одно из них – судно «Палладий», второе – «Ладва». Эта компания последние 2 года уже, что называется «на слуху», свою печальную известность судовладелец приобрел именно из-за регулярных случаев невыплаты заработной платы своим работникам, – отмечают в МФТ.

Есть хорошие новости, за время акции, благодаря председателю первичной профсоюзной организации моряков г. Таганрога ППО (РПСМ) Леониду Глушаку, морякам с судна «Ладва» было возвращены 33 000 долларов США и моряку с судна «Нарва» – 9 000 долларов. Как стало известно, сегодня владелец судна «Ларикс» также выплатил задолженность по зарплате экипажу, осталось только выплатить заработную плату ранее списанному с этого судна капитану».

В Новороссийске представителями Черноморско-Азовской территориальная организация (ЧАТО) РПСМ и Южной территориальной организации (ЮТО) РПСМ было проверено 28 судов, различающихся по «возрасту» и уровню оплаты. Самые проблемные, как мы писали ранее со слов инспекторов МФТ, оказались паромы, «принадлежащие турецким судовладельцам, перевозящие фрукты и овощи, а также лесовозы с сирийскими экипажами, которые уже не должны эксплуатироваться и уже давно должны быть списанными».

Сегодня 13 июля 2015 года был урегулирован трудовой спор на судне «Rusen Mete», стоящем в Новороссийске. Турецкие и грузинские моряки получили заработную плату в полном объёме и были репатриированы домой за счёт судовладельца.

«Кампания, конечно, на этих результатах не заканчивается, претензии от моряков поступают постоянно. Сейчас представитель РПСМ в Севастополе занимается проблемой невыплаты зарплаты на судне «Амур 2515», который принадлежит астраханской компании «TZK Trans». Украинские моряки уже более двух месяцев не видят своих денег, также на судне не соблюдается график часов работы и отдыха, т. е. моряки работают по 12 часов вместо положенных 8-ми. В том случае, если компания не выполнит контрактные обязательства, заявление будет направлено в капитанию порта с просьбой разобраться в ситуации», – информирует Ананьина.

Из позитивных моментов, инспекторы МФТ и волонтеры РПСМ считают, что работа профсоюза по информированию моряков о нормах Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC 2006), активно проводившаяся во время предыдущих кампаний, не прошла зря. Практически на всех судах моряки осведомлены о своих правах, хотя, к сожалению, не всегда применяют свои знания. Прежде всего, это касается процедур подачи жалоб, которые должны иметься на всех судах, т. е. моряки имеют право высказывать претензии в случае нарушения норм Конвенции (MLC 2006): в компанию работодателя, в администрацию флага, под которым работает судно и в инспекцию государственного портового контроля.

«Однако, во многих случаях, моряки опасаются идти на такой шаг, ссылаясь на возможные неправомерные действия со стороны судовладельцев, поэтому предпочитают терпеть, и в обращаются в МФТ спустя долгое время после списания с проблемных судов. Судовладельцы также почувствовали на себе влияние Конвенции, т. к. суда стали чаще задерживать в портах в связи с нарушениями MLC 2006», – отмечают в Новороссийске. 

В общем и целом, эта кампания оказалась для российской стороны одной из самых успешной в отношении количества проверенных судов и суммы возвращённой задолженности по заработной плате, – считают в МФТ и РПСМ.

По информации МФТ.

Фото предоставлено ЮТО РПСМ.

↑ 

Наверх