30.07.2015

О темной стороне рыболовного сектора

Международная организация по правам моряков (SRI) и Международная федерация транспортников (ITF) поддержали выход в свет книги о тяжелом положении рыбаков – «Рыбаки и грабители: кража, рабство и насилие в море» (Fishers and Plunderers; Theft, Slavery and Violence at Sea).

Авторы книги Аластер Купер, Ханс Смит и Бруно Сикери при поддержке SRI и ITF исследовали темную сторону мирового рыболовства, в том числе такие темы, как эксплуатация детского труда, убийство и торговля людьми. Авторы представили широкий анализ отрасли.

Положение рыбаков выглядит незавидным. Они вынуждены платить высокую цену за экономические и экологические проблемы, с которыми сталкивается сегодня рыболовная отрасль, а усиление конкуренции и дерегулирования, в том числе использование удобных флагов, влияют на сокращение заработной платы и ухудшение условий труда рыбаков. Избыточные мощности рыболовного флота и разрушение методов рыболовства уничтожают запасы рыбы, что увеличивает экономическое давление на отрасль. Дальше – больше.  

Во всем мире работодатели, государства и профсоюзы стремятся повысить безопасность работников на предприятиях. Профессия же рыбака, похоже, прочно отвоевывает позицию самой опасной профессии в мире. Например, в Великобритании показатель несчастных случаев со смертельным исходом в рыбной промышленности был в 115 раз выше, чем показатель среди рабочей силы в 1996-2005 гг!

В настоящее время рабство запрещено во всех странах. Однако рыболовный сектор ловко обходит стороной все преграды. Бедные люди от отчаяния становятся рабами на борту рыболовных судов, а сектор этим пользуется. За примером рабства далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить 2 апреля 2015 года и трагедию российского траулера «Дальний Восток».

Рыбаки, 132 человека, вели промысел в Охотском море, когда судно столкнулось с препятствием. Буквально в считанные минуты оно ушло под воду: из 132 членов экипажа спасти удалось только 63 человека. Интернациональная команда траулера состояла из россиян, украинцев, бирманцев, вануатцев и латвийцев. Кем были люди на судне?

Компания-работодатель заявила, что 56 человек – пассажиры, остальные 76 – рыбаки. Затем пассажиры стали технологами-консультантами, причем без знания русского и английского языков. По мнению ряда морских профсоюзов, все говорило о том, что иностранцы находились на судне на положении рабов, не имея ни страховок, ни достойной оплаты, ни права голоса.

Но даже на этом нюансы работы в секторе не заканчиваются. Малые рыболовные сообщества, особенно в развивающихся странах, страдают из-за распространения крупных коммерческих предприятий и незаконного промысла. Отчаяние, вытекающее из отвратительных условий на борту рыболовных судов, приводит к мятежам и даже убийствам. Рыболовные суда используются для преступной деятельности, в том числе торговли людьми и наркотиками. Они также излюбленное средство передвижения пиратов для атаки торговых судов.

Комментирует Дейдра Фицпатрик, исполнительный директор SRI: «Мы поддержали издание этой книги как часть нашей миссии по содействию и продвижению прав тех, кто работает в море. Наш опыт показывает, что зачастую моряки, доставляющие нам товары для ежедневного потребления, являются жертвами эксплуатации и злоупотребления. Однако ситуация в рыболовном сектора намного ужаснее. Эта книга – прожектор, направленный на цену, которую платят рыбаки, и грубейшие нарушения их основных прав человека. Издание должно стать катализатором перемен в отрасли».

Координатор секции рыбаков ITF Джонни Хансен сказал: «Эта страшная картина подчеркивает необходимость решительных действий правительств по решению проблем. Книга – своевременное напоминание о необходимости внедрения строгого надзора за цепочкой поставок рыбы на наши кухни. Это также тревожный звонок для стран, не ратифицировавших Конвенцию МОТ № 188 (О труде в рыболовном секторе), которая стремится обеспечить достойные стандарты работы на рыболовных судах».

↑ 

Наверх