29.06.2015

Быть лидером – это наука

Можно ли научиться быть лидером? Оказывается, да. Более того, сегодня офицер торгового флота просто должен им быть – в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ).

Манильские поправки к конвенции определили новые обязательные виды подготовки моряков для работы на морских суднах. К ним относится и новый тренинг «Лидерство и управление», который вводится в Морском тренажёрном центре Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова). Он предназначен для офицеров флота. Статистика аварий на море показывает, что переутомление и стресс в чрезвычайных ситуациях даже с самыми проверенными людьми играют порой злую шутку. Потеря командного голоса во время аврала – хуже внезапной остановки двигателя.

«Капитаны рассказывают, что при прохождении пиратских зон некоторые молодые и неопытные офицеры могут просто растеряться, – говорит Наталья Яблонски, заведующая лабораторией Морского тренажёрного центра, автор программы. – А ведь им нужно брать на себя ответственность, принимать серьезные решения, выполнять точные и своевременные действия. Новые курсы должны научить бороться с любыми эмоциональными вызовами, которые ставит перед человеком море. Это повысит качество рабочей жизни и безопасность мореплавания».

На тренингах «Управление риском» вопросы лидерства тоже затрагиваются. Некоторые морские волки начинают со скепсиса: «Да я за двадцать лет командовать научился. Что вы, теоретики, можете к этому добавить?». Но уже через три-четыре часа сложных психологических упражнений и ролевых игр они меняют свое мнение и соглашаются: навыки руководства, оказывается, тоже надо оттачивать.

«Лидер – это в первую очередь готовность взять на себя ответственность, умение правильно оценить ситуацию, выбрать наиболее подходящий стиль общения и, конечно, контролировать собственные эмоции, – говорит Наталья. – Это первое, что мне важно донести до моряков. А еще нужно научить их понимать и слышать подчиненного. Тут у старшего поколения одна проблема: незыблемый принцип «я командую – ты беспрекословно выполняешь», воздвигающий каменную стену между командиром и подчиненными. У молодых офицеров бывает всё наоборот – некоторые из них порой не видят границы между доверием и панибратством. Она и правда может быть очень зыбкой, но чувствовать ее нужно научиться».

В своё время манильские поправки вызвали бурю обсуждений на морских форумах. Проблема не в деньгах – большинство солидных компаний оплачивает своим сотрудникам конвенционные тренинги. Наибольшее раздражение у моряков вызывало то, что теперь придется провести за партой между рейсами еще больше времени, ведь в дополнение к старым появляются и новые обязательные курсы. В Морском тренажёрном центре ГМУ имени Ф. Ф. Ушакова посчитали: суммарная продолжительность учебных программ, и правда, увеличилась в среднем на 10-20%. С другой стороны, большинство моряков, все-таки, понимает, что в этой профессии постоянное обучение – неотъемлемая ее часть. Причем оттачивать теперь надо не только технические навыки.

«Тренинги по межличностному общению – это всего лишь несколько семинаров. Согласитесь, не такая высокая цена за науку грамотно выстраивать свои отношения в экипаже, – рассказывает Борис Егоров, четвёртый механик компании VShips. – Навыки правильного взаимодействия с подчиненными и со старшим комсоставом, которые здесь дают, – это действительно очень важно. С этим сталкивается каждый молодой офицер каждый день».

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх