28.05.2015

Выбрал флот и не жалеет

Николай Демченко – капитан со стажем. Последние десять лет он работает на танкере «Эльбрус» СКФ Новошип. В его трудовой книжке в разделе «Сведения о награждениях» почти не осталось свободного места. Среди них – несколько степеней нагрудных знаков отличия «За безаварийную работу на морском транспорте». О работе в море Николай Васильевич знает одно: любая другая ему бы не пришлась по вкусу.

Свой первый рейс Николай Демченко запомнил на всю жизнь. В 1981 году он пошел от Новороссийского морского пароходство четвертым помощником капитана на танкер «Бородино». Как и сейчас, тогда на четвертом помощнике была вся судовая документация.

– С вахты приходил и полночи возился с документами, – вспоминает Николай Васильевич. – Тогда компьютеров не было, зато сейчас документ сделал и отправил на печать, в каком угодно количестве экземпляров. Машинка и копирка – вот и весь софт на тот момент. Сделаешь хоть одну ошибку – вся работа насмарку. Представьте, иногда только копий судовой роли нужно было штук 10-15 напечатать.

Но все-таки самым главным в первом рейсе оказались уроки морской жизни. Постигать азы профессии Николаю Демченко помогали старпом Владимир Голованов и капитан Виктор Кисляков, которых он называет первыми учителями.

– Иногда они просто давали добрый совет, – рассказывает он. – Иногда подбадривали, а где-то со снисхождением относились к незначительному проколу молодого специалиста, не раздувая из мухи слона. У многих моряков первый рейс на всю жизнь отбивает охоту к морю, а мне повезло. Благодаря человеческому отношению с их стороны, я наоборот проникся уважением к морю. И, конечно же, несмотря на мой первый опыт в рейсе, прекрасно понял, что работа судоводителя не сводится к бумажной работе.

В 90-е на танкере «Механик Юрьев» Николай Демченко пошел в море старпомом. Там он познакомился с двумя людьми, без которых ему теперь трудно представить, как можно ходить в рейс.

– Старпом – это ведь грузовой помощник. В этом деле без надежного донкермана никак, а на боцмане завязана вся палубная команда, – говорит он. – Мне повезло с обоими. Донкерман Степан Трускавецкий и боцман Лев Барана – чтобы я без них делал? Смекалка одного может сравниться только с изобретательностью другого. Сколько раз они выручали в трудную минуту. То, что я всего за три контракта прошел путь от старпома до капитана, в первую очередь, их заслуга. Поэтому, когда я пришел в должность капитана на танкер «Владимир Коккинаки» в 1999 году, сначала перетащил к себе в экипаж одного, а после приемки танкера «Эльбрус» в 2004 году – другого. Они долго были моими ценнейшими активами в команде.

Капитан Демченко к танкеру «Эльбрус» относится почти как к живому существу. Он считает, что если с пароходом обращаешься хорошо, то и отдача от него будет соответствующая.

– Мы с моим сменщиком капитаном Николаем Головченко всегда очень много времени уделяли состоянию судна, – рассказывает капитан. – Старались, чтобы оно у нас было чистое и ухоженное. Экипаж приучили: заметил непорядок – тут же сообщи. Судно чувствует наши старания и отвечает тем же. Помню, как три года назад мы шли из Америки в Европу. На подходе к Оркнейским островам разыгрался сильнейший шторм: 36 часов нас бросало по волнам. Высота некоторых – до 12 метров. Я практически не уходил с мостика. Все время маневрировали, меняя курс и скорость. Кок летал по камбузу вместе с кастрюлями и борщом. И могу точно сказать – каким бы опытным не был штурман, в такие моменты между экипажем и стихией стоит только судно, только оно и выручает команду.

Не секрет, что в жизни моряков хватает опасностей и без разгула природной стихии. В последние годы «Эльбрус» часто приходит в Нигерию. Регион, как известно, неспокойный, славится пиратскими нападениями. Колючая проволока вдоль борта – главное доказательство этому.

– Должен сказать, что только благодаря охране на борту чувствуешь себя уверенно, –  продолжает Николай Васильевич. – Совсем не обязательно, чтобы они были вооружены огнестрельным оружием. Поверьте, 10-15 человек в форме и с дубинками – весомый аргумент, чтобы подозрительные лодки обходили «Эльбрус» стороной, когда мы стоим на рейде Лагоса.

И, вроде бы, моряки уже привыкли к пиратам, как в прошлом году другая напасть свалилась на западную Африку – лихорадка Эбола.

– Компания не хотела даже пускать нас в Лагос, – вспоминает капитан. – Но фрахтователь настоял на выполнении обязательств, аргументируя тем, что очаг заболевания находится в других странах. Нам оставалось только принять меры безопасности. Все визитеры обрабатывали руки и ноги дезинфицирующим раствором прямо у трапа. Мы выдавали им перчатки и маски, кормили гостей из одноразовой посуды. В общем, прилагали максимум усилий, чтобы свести к минимуму контакты с берегом. И все обошлось.

Несмотря на все трудности морской жизни, Николай Васильевич точно знает, что не хотел бы заниматься ничем другим.

– Моя жена Людмила иногда заводит разговор о том, чтобы я бросил работу в море, –  говорит капитан. – Но у меня во второй половине 80-х уже был такой опыт: честно скажу, что работа на берегу – не мой конек. Восьмичасовой рабочий день и один месяц отпуска в году дались тяжело. Я перепробовал несколько береговых специальностей и все-таки вернулся на флот, о чем не жалею.

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх