29.04.2015

Фирмы, работающие «по-черному», оскверняют литовский флаг? Часть III

Часть I: http://www.sur.ru/news/3298

Часть II: http://www.sur.ru/news/3301

Судно «Beam» арестовано в Клайпеде

Почти в то же время, когда решался вопрос о судне «Karalius», инспектор Международной федерации транспортников (МФТ), зампредседателя Союза моряков Литвы (СМЛ) Андрей Чернов начинает заниматься жалобой моряков судна «Beam», которые в начале марта 2014 года перегнали судно из Японии через Панамский канал в Клайпеду. Большую часть экипажа составляли граждане России и несколько филиппинцев, однако у них претензий не было. Оказывается, членам экипажа этого судна также было предложено лишь 50% зарплаты из-за отсутствия необходимых документов.

Тем не менее у моряков этого судна, ранее зарегистрированного в Камбодже, проданного компании «Arctic Fishing» во время прохождения через Панамский канал, были на руках контракты, заключенные с предыдущим судовладельцем.

Моряки вернулись домой, но оставили СМЛ доверенности и согласие на выплату 60-70%  зарплаты. СМЛ нанял адвоката для ведения дела в Клайпедском участковом суде в отношении компании «Arctic Fishing». В апреле 2014 года судно было арестовано в порту Литвы. Адвокат «Arctic Fishing» в лице В. Раманаускаса пытался снять арест, и доказать, что компания располагает достаточными средствами на зарплаты морякам, которые  будут выплачены. СМЛ не согласился.

В конце концов было подписано мировое соглашение с согласия моряков: зарплаты выплачены, но не в полном размере. Почему по возвращении в Петропавловск-Камчатский они пошли на это условие, остается лишь догадываться. В конце февраля прошлого года деньги были переведены на счет головного офиса МФТ в Лондоне и выплачены морякам. Решив вопрос с экипажем, арест с судна был снят, а на «Beam» в Клайпеде прибыла новая команда.

Контракты не соответствуют требованиям

В феврале 2015 года к инспектору МФТ обратились члены нового экипажа судна «Beam», с которыми по прибытии в Клайпеду пообещали заключить контракты.

В предыдущих контрактах было прописано, что в течение 10 дней моряк занимается подготовкой судна к работе и зарплата ему не выплачивается деньги платятся, когда судно стоит у причала, и двойная зарплата – за работу в море. Кроме того, выплата зарплаты производится по окончании рейса. Разумеется, о продолжительности рейса в контракте даже не упоминается.

Тем не менее «Beam», работая под флагом Сент-Китс и Невис, является не рыболовным судном, а транспортным рефрижератором, поэтому в его отношении применимы требования Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC). Сент-Китс и Невис ратифицировала документ. По словам лидера СМЛ Пятраса Бекежи, контракты не соответствуют требованиям упомянутой конвенции Международной организации труда (МОТ). У него сложилось впечатление, что на Дальнем Востоке люди все еще живут, как 30 лет назад. По мнению председателя СМЛ, литовские моряки ни за что не согласились бы работать на таких условиях. Контракты членам экипажа подготовила нелицензированная компания «Оланкам».

Моряки судна «Beam» не имели спецодежду, на борту не было соответствующим образом оборудованного камбуза, аванс не выплачивался. Представитель МФТ предупредил судовладельцев о необходимости наведения порядка, чтобы условия жизни и работы моряков на судне соответствовали международным требованиям, в противном случае последует обращение в официальные органы, например, в Администрацию безопасного судоходства Литвы (АБСЛ), которая обязана контролировать национальные суда, и в морскую администрацию флага. Владелец не предпринял никаких действий, вследствие чего поступило обращение в упомянутые органы.

Затем началось расследование в связи с жалобами моряков. Были подготовлены новые контракты. Однако половина членов экипажа вместо полной зарплаты получили лишь аванс в размере $300 и отправились домой. Согласно старым контрактам, задолженность по зарплатам перед теми восьмерыми моряками, которые заявили о прекращении работы на судне, составила за месяц более $7 тысяч. Ночью они уехали в Калининград, откуда улетели домой.

Через некоторое время судно «Beam» вышло из порта Клайпеда. На нем находились 14 членов экипажа: семеро россиян из предыдущего экипажа, остальные – из Клайпеды. Так как судно ходит под удобным флагом, нарушений по составу экипажа не было. У членов команды были новые контракты, соответствующие требованиям конвенции. Как указано в документах, зарплата подлежала ежемесячной выплате.

Тем семерым морякам, которые остались на судне, зарплату не выплатили. Им дали по $100 долларов в качестве аванса, и они приступили к работе.

Придерживаются той же политики

В этом году судно «Karalius» прибыло в норвежский порт, где снова были получены жалобы от новых членов экипажа. Морякам не выплатили зарплату. Компания «Arctic Fishing» задолжала всему экипажу больше $200 тысяч. Владелец продал более 100 тонн крабов, а с моряками не рассчитался. По словам инспектора МФТ Андрея Чернова, уполномоченный ими норвежский профсоюз подал иск: велика вероятность того, что судно «Karalius» будет арестовано.

По мнению Пятраса Бекежи, ситуация на судне не изменилась. Снова идет подготовка документов для подачи в суд. На этот раз штраф должен быть крупнее. По словам председателя СМЛ, прошел год, но ведется та же политика.

Кстати, контракты членов экипажа судна «Karalius» точно такие же, как и на судне «Beam» под удобным флагом. В Литве утверждена типовая форма трудового договора для моряков, которая используется, в том числе, для работников рыболовных судов. В контрактах экипажа литовского судна указано, что в течение первых 10 дней подготовки судна к рейсу зарплата не начисляется. «Это же абсурд. Вот так, «по-черному», работают некоторые наши бизнесмены», – подчеркнул П. Бекежа.

Наемный директор «Arctic Fishing» Гедрюс Груздис об этом случае ничего не слышал. «У нас все в порядке. С экипажами рассчитались», – заверил он.

Продолжение следует…

© Вакару экспресас. Даля БИКАУСКАЙТЕ

↑ 

Наверх