28.04.2015

Обвинительное заключение утверждено: рабовладельцы пойдут по суд

В Приморском крае перед судом предстанут четверо членов организованной преступной группы, обвиняемые в использовании рабского труда российских моряков.

Об этом говорится в материале Следственного управления Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета России. Российский профсоюз моряков (РПСМ) приложил немало усилий, чтобы компетентные органы заинтересовались проблемой и возбудили уголовное дело.

Следственные органы завершили расследование уголовного дела в отношении четверых жителей Приморского края. Глеб Клоков, Владимир Бобров, Илья Бузин и Василий Стасив обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 127.2 УК РФ (использование рабского труда человека, совершенное в отношении двух и более лиц, с применением насилия и с угрозой его применения, организованной группой). Г. Клоков и В. Бобров обвиняются в совершении двух эпизодов преступления, И. Бузин и В. Стасив – в совершении одного эпизода указанного злодеяния.

По материалам следствия, в 2011 году Г. Клоков и В. Бобров разработали и реализовали преступную схему получения максимальной прибыли от осуществления морских перевозок грузов путем рабского использования труда членов экипажей судов. На территории Британских Виргинских островов (оффшорная зона) ими была зарегистрирована компания «Damelo Group, Inc».

Используя эту подконтрольную фирму как прикрытие, обвиняемые приобрели право использования морского судна «SS ROSS», которое зарегистрировали под удобным флагом в Тувалу. Во Владивостоке Глеб Клоков от имени оффшорной компании сформировал команду судна, подписал контракты о найме моряков на работу сроком на шесть месяцев, гарантировал им ежемесячную выплату заработной платы.

К участию в организованной группе предприниматели привлекли ранее знакомых Илью Бузина и Василия Стасива. Бузин был назначен на должность капитана судна «SS ROSS, а Стасив – матросом. Обоим отводилась особая роль – контролировать поведение членов экипажа судна, принуждать их в случае неповиновения к исполнению трудовых обязанностей и любыми средствами пресекать попытки моряков обратиться за защитой своих прав. Участники преступной группы в нарушение норм международного и российского законодательства использовали принудительный труд моряков, поставив их в зависимое от себя положение.

Попав на судно «SS ROSS», моряки сразу же стали заложниками: капитан, пользуясь своими полномочиями, собрал и хранил у себя документы моряков, поэтому никто из них не мог покинуть судно.

В условиях плавания в субтропическом климате (Индийский океан, Персидский залив) моряки находились на борту судна в непригодных для нормального проживания и работы условиях: отсутствовало необходимое питание, подача пресной воды лимитировалась несколькими часами в сутки, каюты не были оборудованы системой вентиляции и охлаждения. Морякам не выплачивалась заработная плата. Помимо этого, с целью еще большего порабощения соучастником преступления – капитаном Ильей Бузиным составлялись фиктивные акты о нарушении моряками трудовой дисциплины и порчи судового имущества.

В рейсе члены экипажа судна, опасаясь невыплаты заработной платы и применения физического насилия, не могли покинуть судно и отказаться от выполнения своих обязанностей. С недовольными моряками разбирались жестко.

Следствие установило и доказало неоднократные факты, что Клоков и Бобров прибывали на борт судна и, подавляя справедливое возмущение моряков условиями работы, лично избивали непокорных. Подручные организаторов –  Бузин и Стасив также систематически угрожали морякам и применяли физическое насилие.

Так, мотористу судна, получившему травму, было отказано в получении квалифицированной медицинской помощи и возможности обратиться к врачу в порту. Членов экипажа, сумевших вопреки запретам обратиться в Российский профсоюз моряков и Международную федерацию транспортников  с сообщением  о рабских условиях труда,  сразу же списывали с судна.

С июня 2011 года по апрель 2012 года члены преступной группы распоряжались  моряками по своему усмотрению, требуя беспрекословного исполнения требований, использовали бесплатно их труд, заключающийся в осуществлении ремонтных работ на судне, выполнении рейсовых заданий и несении вахт.

По аналогичной схеме Глеб Клоков и Владимир Бобров организовали использование рабского труда моряков на фактически принадлежащем им сухогрузе «SS Veles» (порт приписки Фунафути, флаг Тувалу). С сентября 2012 года по апрель 2013 российские моряки, работающие на указанном судне в нечеловеческих условиях, также находились в зависимом положении, их труд использовался безвомездно.

Весной 2013 года вернувшиеся на родину моряки судна «SS Veles» обратились за защитой своих прав в Следственный комитет. Обращения моряков помогли выявить преступную группу и доказать роль каждого из ее участников. Всего по делу в качестве потерпевших признано 17 членов экипажей, работавших на судах «SS Veles» и «SS ROSS».

Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.

Российский профсоюз моряков рассчитывает, что обвиняемые получат реальные сроки наказания за совершенные преступления. Тем более, что на т/х «SS Veles» и «SS ROSS» не обошлось без жертв.

Член экипажа «SS Veles», инициатор подачи жалобы в профсоюз, Эдуард Бордаченко пропал без вести 14 сентября 2011 года в Индийском океане. Родная сестра моряка считала, что брата могли выбросить за борт. Накануне своего исчезновения он звонил ей и жаловался на невыносимые условия труда и говорил, что боится не только за свою жизнь, но и своих детей.

На борту судна «SS ROSS» 17 января 2012 года при таинственных обстоятельствах погиб 52-летний механик Константин Удилов. Его жена рассказывала, что муж не болел, а когда доставили тело, она его не узнала. Женщина сказала, что он был весь в синяках, у нее создалось впечатление, что перед смертью моряка пытали.

В РПСМ уверены, что гибель людей и использование рабского труда человека не могут остаться безнаказанными. 

↑ 

Наверх