28.04.2015

Фирмы, работающие «по-черному», оскверняют литовский флаг? Часть II

Часть I: http://www.sur.ru/news/3298

Нанимают граждан России

Судно «Karalius» вышло в район промысла 11 апреля 2014 года. Из полученного списка членов экипажа было видно, что на судне работают только два гражданина Литвы, все остальные – россияне. Союз моряков Литвы (СМЛ) обратил внимание Администрации безопасного судоходства (АБСЛ) на несоблюдение законодательства Литвы.

Хотя судно «Karalius» является рыболовным, то есть неконвенционным, в законодательстве Литвы о рыболовстве указано, что в отношении состава экипажа действует закон о торговом судоходстве, согласно которому на литовских судах не менее двух третей экипажа должны составлять граждане или постоянные жители Литвы, Европейского экономического пространства и Швейцарской конфедерации.

Был получен ответ от АБСЛ с указанием, что компания «Arctic Fishing» нарушила литовское законодательство о торговом судоходстве в отношении состава экипажа. По мнению лидера СМЛ Пятраса Бекежи, пояснение, что ловля крабов – занятие специфическое, и в Литве просто нет таких специалистов, не совсем соответствует действительности. По его словам, моряков из третьих стран нанимают только потому, что в Клайпеде не найти желающих работать за такие деньги.

С другой стороны, судовым механикам и мотористам абсолютно все равно, чем промышляет судно: ловлей краба или чем-то еще, для них главное – двигатель, техническая сторона. Возможно, нужен капитан или помощник капитана с опытом работы в этой сфере, технолог, а всех остальных членов экипажа подобная специфика не затрагивает. То есть для краболова достаточно одной трети экипажа специалистов. 

Некому контролировать

По словам П. Бекежи, несмотря на неоднократные обращения в органы государственной власти, для работы на литовских судах продолжают нанимать моряков из третьих стран, и до сих пор никакие меры не предприняты. Как департамент рыбного хозяйства при министерстве сельского хозяйства не контролирует соблюдение закона о рыболовстве, так и министерство транспорта, в обязанности которого входит контроль над соблюдением закона о торговом судоходстве, этим не занимается. Вместо этого прямо под носом нарушается закон. Значит, такой «черной» практикой могут заниматься и другие, заведомо зная, что не будут наказаны.

Как утверждает Пятрас Бекежа, до сих пор не установлено, кто конкретно должен контролировать соблюдение закона, касающегося двух третей экипажа. «На наш взгляд, этим должна заниматься АБСЛ. Однако в законодательных актах такой порядок не предусмотрен. А ведь все довольно просто. Стоит лишь внести поправки в положения о том, что в случае смены судовладельца список экипажа судна должен быть представлен АБСЛ. В случае нарушения закона судну запрещается выход в плавание»,  – сказал он.

Кроме того, Кодекс административных правонарушений не предусматривает каких-либо санкций. Впрочем, на запрос СМЛ из министерства транспорта был получен ответ о том, что в Кодекс представлены поправки, предусматривающие назначение наказания за данные правонарушения.

Ранее закон о торговом судоходстве требовал, чтобы 2/3 экипажа составляли граждане Литвы. После вступления Литвы в 2004-ом году в Европейский Союз в законе появилась новая формулировка, касающаяся 2/3 экипажа. Прошло столько лет, а до сих пор санкции так и не предусмотрены. По словам П. Бекежи, все это выяснилось благодаря нелегально работающим компаниям.

Нелегальное трудоустройство

Как показывает опыт СМЛ, зачастую в Государственный фонд социального страхования (СоДра) не сообщаются данные о принятых на работу на судно моряках и за них не платят взносы. Поэтому СМЛ обратился в Клайпедское отделение Государственной инспекции труда (ГИТ) и в Клайпедское отделение СоДры с информацией о возможных правонарушениях и нелегально трудоустроенных людях на судах «Karalius» и «J?ros Vilkas». Выяснилось, что в СоДре нет данных ни об одном из членов экипажа этих судов. В соответствии с трудовым кодексом Литвы, данные в СоДру должны быть переданы за один день до начала работы.

Помимо этого выяснилось, что члены экипажа были направлены в Литву российской компанией «Оланкам», находящейся в Петропавловске-Камчатском и занимающейся трудоустройством моряков. В соответствии с российским законодательством, компании, занимающиеся трудоустройством граждан России за границей, должны быть аттестованы и иметь лицензию. После проверки списка из 537 российских лицензированных компаний по трудоустройству моряков, имеющих право на трудоустройство граждан России, компания «Оланкам» среди них не найдена.

«Arctic Fishing» работает «по-черному» с нелицензированной компанией. Поскольку «Karalius», «J?ros Vilkas» и «?algiris» ходят под литовским флагом, на них распространяются правовые акты Литвы. Из России компания может нанять лишь одну треть экипажа», – заметил лидер СМЛ.  

За нелегальное трудоустройство людей ГИТ подала иск на компанию «Arctic Fishing» в Клайпедский участковый суд. Руководителю назначен штраф.

Защита властей не обоснована

В сентябре 2014 года российские пограничники задержали судно «J?ros Vilkas», промышлявшее ловлей крабов под литовским флагом в российской зоне, и отбуксировали его в Мурманск, что вызвало шум в Литве.

«Я полагаю, что судно было задержано вследствие нарушений требований морского права, предъявляемых к рыболовству в экономической зоне. Судовладелец и капитан должны были знать, где промышляет их судно. После уплаты штрафа в размере 58 тысяч евро судно было освобождено, – напомнил историю Пятрас Бекежа. – Судебный процесс в Мурманске показал, что имел место всего лишь экономический спор. Так как уже тогда мы практически столкнулись с «черной» работой «Arctic Fishing», то могли предположить, что судно этой компании вторглось в экономическую зону другой страны и занималось ловлей крабов. Первоначально литовские власти бросились на защиту владельца судна «J?ros Vilkas» и лишь позже устранились от ответственности. Тот факт, что представители власти защищали компанию, работающую «по-черному», доказывает, что у них нет достойных советников и достойной внимания информации. Литва напрасно раздула ажиотаж о захвате судна русскими.

Российские моряки рассказывали, что суда «Karalius» и «J?ros Vilkas», когда еще ходили под российскими названиями и принадлежали другой компании, владельцем которой был тот же А. Ю. Силагин, нелегально работали на Дальнем Востоке. Ловили крабов в российской зоне, в нейтральной зоне грузили их на судно «Beam» и отправляли в Японию. По словам моряков, не раз суда обстреливались. Мы полагаем, что этот деятель просто-напросто воспользовался флагом Литвы, а наши власти, не владея информацией, своими комментариями просто выставили себя на посмешище».

Инспектор Международной федерации транспортников (МФТ), заместитель председателя СМЛ Андрей Чернов добавил, что желание спасти «J?ros Vilkas», членам экипажа которого не была выплачена зарплата, показалось ему странным. Пока судно стояло в Мурманске, представители МФТ его курировали. Ситуация была идентична той, что и на судне «Karalius» – лишь два литовца, все остальные – граждане России. СоДра в неведении, налоги не поступают. И по поводу этого судна ГИТ подала иск в Клайпедский участковый суд на компанию «Arctic Fishing». Руководителю компании снова назначен штраф.

Продолжение следует…

© Вакару экспресас. Даля БИКАУСКАЙТЕ

↑ 

Наверх