13.04.2015

Дисциплинарный устав для моряков может быть не введен

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс) опубликовало проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте», в случае принятия которого дисциплинарный устав на морских судах не будет введен. Российский профсоюз моряков (РПСМ) добивался его отмены  8 лет.   

Законопроект  был вывешен на Едином портале  раскрытия информации http://regulation.gov.ru/project/24712.html (ID: 00/04-24712/04-15/13-5-4)  6 апреля 2015 года.

Впервые Минтранс России предложил ввести дисциплинарные уставы в начале 2000-х годов. Многие профсоюзные организации из разных областей согласились с доводами ведомства, и со временем уставы были введены на железнодорожном и авиационном видах транспорта. Российский профсоюз моряков активно выступал против принятия дисциплинарного устава на судах морского флота, заявляя о том, что его введение станет очередной попыткой давления на моряков со стороны работодателей.

Вопрос принятия дисциплинарного устава на морских судах неоднократно рассматривался на различных заседаниях рабочих групп в Минтруде и Российской трехсторонней комиссии (РТК). Позицию РПСМ поддержали Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Общественная палата России. В результате законопроект по внедрению дисциплинарного устава не прошел во втором и последующих чтениях.

«Дисциплинарный устав – это анахронизм, тем более, что концепция, которая была предложена, входила в противоречие с Трудовым кодексом РФ, поскольку допускала применение принудительного труда», – говорит Валерий Нефедов.

Например, капитана судна в порядке дисциплинарного взыскания можно перевести против его воли на должность инженера в офис компании и принудить работать в должности, которую он сам не выбирал.

По мнению Нефедова, дисциплинарный устав – это продукт тоталитарных систем, в цивилизованном мире действует Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), где каждое действие члена экипажа предусмотрено должностной инструкцией.

«Всех мер дисциплинарного воздействия, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ,  достаточно. Дисциплинарный устав – это еще одна «удавка», чтобы держать работника на коротком поводке. Мы приветствуем, что с принятием закона снимается эта «удавка» с шеи тружеников флота», – считает председатель Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) Игорь Павлов.

Спустя 8 лет Минтранс пришел к выводу, что на морском транспорте в дисциплинарном уставе нет необходимости, также были убраны ссылки на устав из Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ).

Отметим, что новый проект закона был разработан совместно с организациями российских судовладельцев и профсоюзов, представляющих интересы моряков. Документ предусматривает внесение изменений в статью 330 Трудового кодекса Российской Федерации. Изменения коснулись статей 57, 67 КТМ и статей 28, 31 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) в части исключения из текстов указанных статей ссылок на устав о дисциплине.

Согласно новому законопроекту, капитан судна наделяется полномочиями по регулированию дисциплины: «Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в виде замечания и выговора в случаях и в порядке, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Закон вступает в силу по истечению 180 дней со дня опубликования, т.е. осенью этого года.

↑ 

Наверх