03.04.2015

Объединения работодателей в Крыму нет, заключать Отраслевое соглашение не с кем

В Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ), главным итогом которого стало вступление в ФПРМТ Профсоюза работников морского транспорта Республики Крым (ПРМТК). 

За расширение сотрудничества и сферы деятельности на российском пространстве  положительно проголосовали все члены ФПРМТ, принимавшие участие в работе Совета: Российский профсоюз моряков (РПСМ), Российский профсоюз докеров (РПД), Российский профсоюз работников морского транспорта (РПРМТ), Межрегиональный профсоюз лоцманов и ТПО «Мурманский траловый флот».  Представлять ПРМТК в Совете ФПРМТ будет Ирина Николаевна Черненко.

– В ПРМТК входят первичные профсоюзные организации Ялтинского торгового порта, Керченского торгового порта, Керченского рыбного порта, Госгидрографии Крыма, Керченской паромной переправы и Евпаторийского торгового порта. Сейчас идет работа по созданию организации лоцманов, – рассказала председатель ПРМТК  Ирина Николаевна Черненко: – Проблем много. У нас в Крыму нет отраслевого соглашения на морском транспорте, работа в этом направлении сейчас ведется в основном со стороны профсоюза. Самая главная проблема состоит в том, что в Крыму нет объединения работодателей, заключать Отраслевое соглашение просто не с кем. Государственное унитарное предприятие «Крымские морские порты», объединяющее все порты  Крыма, является одним юрлицом и соответственно не может предоставлять интересы работодателя по закону. Сейчас мы работаем над соглашением о социальном партнерстве, готовим прототип отраслевого соглашения, параллельно ведем работу по созданию объединения работодателей.

Ирина Черненко (в центре) будет представлять ПРМТК в Совете Федерации профсоюзов работников морского транспорта

Во всех крымских портах заключены коллективные договоры, где оговорены высокие гарантии, особенно в оплате труда. Например, минимальный уровень оплаты труда по предприятиям морского транспорта равен прожиточному минимуму Российской Федерации, который принят для трудоспособного населения на федеральном уровне,  умноженный на коэффициент 1,2. 

– Пересчитываем каждые три месяца или раз в год, в зависимости от того, как это записано в коллективном договоре, – пояснила И. Черненко. – По договорам-то все есть, но как это все применить к Крыму – сейчас главная задача профсоюза.

Как заметила Черненко, международные санкции  очень негативно сказываются на ситуации в Крыму. Спасает только то, что все порты объединили в ГУП, поскольку нет грузов, у людей нет возможности обеспечивать себя заработной платой. Особенно сложно обстоят дела в Феодосийском, Ялтинском и Евпаторийском портах. Поэтому средства, которые получают Керченский торговый порт от канала, то, что получает паромная переправа и Керченский торговый порт от перевозок пассажиров, и то, что получает Керченский рыбный порт – идут на поддержку работников других портов Крыма, чтобы они хоть как-то могли кормить свои семьи. По сути керченские порты содержат все остальные порты.

Ситуация усугубляется неплатежами. Так, задолженность перед ГУП «Крымские морские порты» за проход по каналу составляет 125 млн рублей, и нет никакой гарантии, что в ближайшее время она будет погашена.

Также на заседании Совета участники рассмотрели  вопросы о положении дел в членских организациях Федерации. Первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук рассказал, что на сегодняшний день появились определенные проблемы на судах под российским флагом. Из-за изменения курса валюты образовалась значительная разница в заработной плате между моряками, работающими под удобными и российским флагами. Это серьезная проблема, поскольку может привести к тому, что квалифицированные моряки начнут уходить с судов под российским флагом на более высокую зарплату под флаг удобный.  К сожалению, никто не может предположить, когда и на каком уровне остановится рост курса валюты. Поэтому одна из задач РПСМ – привести зарплаты моряков, работающих под российским флагом к уровню,  что получают моряки на судах под удобным флагом.

В непростой ситуации оказались работники научно-исследовательских судов, которые являются собственностью РФ. Суда переданы в оперативное управление институтов Российской академии наук (РАН), система финансирования науки в стране изменилась. Всеми «научными» средствами управляет созданное Федеральное агентство научных организаций. Отчасти по этой причине и из-за непрофессиональной эксплуатации в том числе суда стали попадать в сложные ситуации. Так, сегодня стоят два судна: «Академик Петров» в Китае и «Академик Страхов» в Коломбо. Оба принадлежат разным институтам, но проблемы примерно одинаковые: долги за ремонт и перед агентами, как следствие – отсутствие продуктов, воды, топлива, электричества.  Проблемы, так или иначе, принято решение передать эти суда в управление Институту океанологии им. П. П. Ширшова.

РПСМ работает с институтом им. П. П. Ширшова в рамках социального партнерства, есть коллективный договор, поэтому у профсоюза появится возможность оказывать своевременную помощь экипажам научно-исследовательских судов.

Кроме того, в зоне пристального внимания РПСМ находятся крымские моряки, оказавшиеся в непростой ситуации. Для решения проблем, которых у моряков полуострова много, была создана первичная организация РПСМ в Севастополе, а на прошедшем Совете РПСМ утверждено положение этой организации, которая будет работать с моряками непосредственно на месте.

Василий Козаренко, председатель РПД, говоря о положении дел в профсоюзе, отметил, что прошедшие полгода со времени проведения последнего Совета ФПРМТ профсоюз провел практически в судебных разбирательствах с работодателями в портах Восточный и Ейска. Что касается дела профсоюзного лидера в порту Восточный Леонида Тихонова, который обвинен в хищении профсоюзных средств и заключен под стражу, до сих пор по стране повсеместно проходят пикеты, цель которых – добиться пересмотра дела и добиться его объективного и непредвзятого рассмотрения. Дело Тихонова получило широкую огласку не только в России, но и за рубежом. Международная федерация транспортников (МФТ) взяла его на особый контроль.

Василий Козаренко, председатель РПД: «Прошедшие полгода со времени проведения последнего Совета ФПРМТ профсоюз провел практически в судебных разбирательствах с работодателями в портах Восточный и Ейска».

У РПД также есть две первичные организации в Севастополе и Феодосии, где ситуация критичная, докеры сидят без работы. РПД направил соответствующее обращения в Министерство транспорта, но оно осталось без ответа. Теперь докеры обратились к российскому президенту.

В ТПО «Мурманский траловый флот»  отношения с работодателями тоже непростые. По словам председателя Владимира Кудишкина, наиболее значимым для мурманских рыбаков  является вопрос, касающийся трудовых договоров: «Большую часть работников тралового и губернского флотов, у которых трудовые договоры были заключены на неопределённый срок, перевели на срочные договоры.  А это привело к частичному ограничению пенсионных прав рыбаков и затронуло другие виды социального страхования, такие как оплата листа временной нетрудоспособности, компенсация стоимости  проезда во время отпуска по территории РФ для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера, а также прохождение медкомиссии».

Другой проблемой в ТПО «МТФ» называют трудоустройство на суда тралового флота иностранных граждан из Эстонии, Литвы, Латвии, «что сказывается на благополучии семей рыбаков – работников ОАО «Мурманский траловый флот» – граждан Российской Федерации».

Председатель ТПО «Мурманский траловый флот» Владимир Кудишкин: «Наиболее значимым для мурманских рыбаков  является вопрос, касающийся трудовых договоров».

Кроме того, в Мурманске администрация ОАО "Мурманский траловый флот"  ведет работу по уничтожению профсоюза. Например, при укомплектовании экипажей от моряков, являющихся членами профсоюза, требуют выйти из профсоюза, в противном случае «в рейс не пойдешь».

Не оставили без внимания участники Совета ФПРМТ инициативу российского правительства, предполагающую не выплачивать пенсию тем работающим пенсионерам, чей годовой доход составляет свыше 1 млн рублей. Если она будет воплощена, то это напрямую коснется моряков, лоцманов, докеров, многих высококвалифицированных специалистов, работающих во вредных условиях труда.

Такую позицию правительства члены Совета сочли в корне неверной: пенсия – это заработанные за 30-40 лет деньги  работников,  и никто не вправе отбирать их работающих пенсионеров только потому, что государству нужно заткнуть бреши в бюджете.

Члены Совета решили направить в адрес правительства соответствующее обращение.

↑ 

Наверх