02.04.2015

Трагедия траулера «Дальний Восток» поднимет наболевшие вопросы законности найма работников

Трагедия траулера «Дальний Восток» – сигнал для правительств и международного профсоюзного сообщества, что пришло время покончить с практикой незаконного найма иностранцев на суда под флагом РФ, а работодателей-нарушителей – преследовать по закону. Такого мнения придерживается председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов.

Сегодня ночью в Охотском море затонуло рыболовное судно «Дальний Восток» (порт приписки – Невельск). В Следственном комитете России считают наиболее вероятной версией затопления – столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения. Об этом говорится в сообщении ведомства. По факту произошедшего СКР возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

На борту судна находились 132 человека: 78 россиян, 42 гражданина Мьянмы, пятеро – Вануату, трое латвийцев и четверо украинцев. По предварительным данным, 54 человека погибли, спасти удалось 63 рыбакам. Сейчас ведутся поиски еще 15-ти. Как сообщает ряд СМИ, часть людей, находившихся на судне «Дальний Восток», – 56 человек, являлись пассажирами, а остальные 76 – членами экипажа.

– Схема найма иностранцев на российские суда давно известна, – сказал Н. Суханов. – Они никакие не пассажиры и не наблюдатели, а обычные рыбообработчики. Судно под флагом РФ выходит из российского порта только с российским экипажем на борту. По пути следования в открытом море на борт подсаживаются иностранцы, которые фактически находятся здесь на положении рабов. Они не имеют ни страховок, ни достойной оплаты, ни право голоса.

Российский профсоюз моряков уже неоднократно поднимал проблему незаконного найма иностранных граждан на суда под флагом России. В частности, после трагедии с судном «Шанс 101», произошедшей в 2013 году. Тогда на судне якобы в качестве наблюдателей находились индонезийцы, многие из которых погибли. «По следам того несчастного случая была проделана огромная работа при участии коллег из Индонезийского профсоюза моряков (KPI) и индонезийских чиновников. К счастью, катастроф с индонезийцами, больше не повторялось», – отметил лидер ДВРО РПСМ.

«Трагедия траулера «Дальний Восток» – сигнал для правительств и международного профсоюзного сообщества, что пришло время покончить с практикой незаконного найма иностранцев на суда под флагом РФ, а работодателей-нарушителей – преследовать по закону, – сказал Николай Суханов. – Найм иностранцев на отечественные суда должен происходить под четким контролем ФМС РФ и морских профсоюзов. Так, по нашему мнению, изначально судовладелец обязан заключить колдоговор с морским профсоюзом и только на этом основании получить лицензию, разрешающую задействовать в работах иностранцев. Колдоговор даст гарантию всем членам экипажа судна, будь то россиянин или моряк любой другой национальности, на достойные условия труда и защиту профсоюза, а в случае инцидента – на выплату компенсации самому члену экипажа или его родственникам».

Возможно, происшествие с судном «Дальний Восток», повлекшее жертвы, вызовет международный резонанс, поскольку на судне находился многонациональный экипаж, и наконец схема трудоустройства на российские суда будет контролироваться соответствующими ведомствами.

– РПСМ не останется в стороне от этой трагедии и примет участие в работе по предотвращению повторений подобных инцидентов, – подчеркнул Н. Суханов. 

↑ 

Наверх