19.01.2015

Мигранты нашли способ, как обмануть PSC

Случаи незаконной перевозки мигрантов в Европу на двух гражданских судах во время новогодних каникул поставили под сомнение эффективность работы государственного портконтроля (PSC) и систем слежения за передвижением судов. 

2 января 2015 года итальянская береговая охрана взяла под контроль дрейфовавший скотовоз «Ezadeen» (флаг Сьерра-Леоне) и отбуксировала его в порт Корильяно-Калабро. Судно с сотнями мигрантов на борту было брошено у берегов Италии. Согласно сообщениям СМИ, одной из «пассажирок» удалось подать сигнал бедствия.

Аналогичный случай произошел 31 декабря 2014 года: итальянские спасательные службы доставили в порт молдавский сухогруз «Blue Sky M», дрейфовавший в море без экипажа, но с нелегалами на борту.

Издание «Fairplay» заключает: похоже, контрабандисты выработали новую тактику.

Согласно данным IHS о передвижении судов, теплоход «Ezadeen» большую часть декабря простоял на якоре в районе Фамагуста. Затем, 19 декабря, направился в сторону Турции и какое-то время находился в 40 милях к югу от Мерсина. Уже 22 декабря 2014 года сигнал с судна пропал и появился вновь в той же самой точке только 26 декабря. Эксперты предполагают, что за эти четыре дня судно могло сделать рейс в Сирию, где на борт сели мигранты.

26 декабря судно направилось из района Турции в обход Крита, Кефалонии и остановилось у порта Аргостоли. После этого судно пошло на Италию. Возможно,  экипаж моряков-контрабандистов высадился на Кефалонии, поставил судно на автопилот, направив его в сторону Италии.

В «Fairplay» предполагают, что контрабандисты воспользовались праздничным затишьем и окончанием работы итальянской поисково-спасательной программы «Mare Nostrum».

Что касается теплохода «Blue Sky M», то 31 декабря 2014 года сухогруз «Blue Sky M» с почти тысячей нелегалов на борту сопроводили в итальянский порт Галлиполи, где он был продан в начале января.

Пол Станчиу, представлявший теплоход на берегу, сказал в интервью «IHS Maritime», что в последний раз он контактировал с экипажем судна в октябре 2014 года. Он отметил, что техническое обслуживание и комплектование судна были неудовлетворительными. В результате все сертификаты с сухогруза были отозваны. Станчиу рассказал, что, по его предположению, судно давно было продано на гвозди за сумму около $300 тысяч.

Теплоход действительно был продан, но только не на слом, а новому оператору, предположительно – сирийцу. Собеседник «IHS Maritime» добавил, что покупка состоялась в Турции, и, скорее всего, его последним портом захода был Стамбул.

До сих пор остается не выясненным, как теплоход покинул порт, и какие разрешающие работу документы имелись на борту. По информации IHS, 11 декабря 2014 года конечным пунктом назначения сухогруза должна была стать болгарская Варна. Вместо этого судно направилось к югу Турции, а потом в сторону Сирии.

По данным на 26 декабря прошлого года, судно пошло неизвестным курсом: сначала в хорватскую Риеку. Тот факт, что экипаж не поставил новую дату прибытия, говорит о том, что судно могло сменить экипаж, который не смог или просто забыл поменять дату. 

У т/х «Blue Sky M» был удобный для контрабандистов маршрутный план. Анализ передвижений сухогруза показывает, что судно заходило в Сирию почти ежегодно, затем шло в Европу, поэтому рейс из Сирии на запад не вызвал подозрений. 

Морские аналитики выделяют несколько сходств между этими инцидентами:

-оба судна очень старые, и были куплены почти по цене лома;
- суда были замечены у берегов Сирии, но исчезли из AIS  на достаточно долгий период, чтобы успеть посадить на борт нелегалов, что нетипично, так как теплоходы, легально заходящие в порты Турции и Сирии, обычно можно отследить;
- и «Blue Sky M», и «Ezadeen» отклонились от первоначального маршрута, а экипажи предположительно высадились с судов у греческих островов Корфу и Кефалония соответственно перед тем, как поставить суда на автопилот в направлении Италии;
- в обоих случаях перевозчики выбрали период новогодних праздников, чтобы попытаться «пройти незамеченными» мимо итальянских властей;
- оба судна в недавнем времени уже работали в регионе, поэтому вызвали меньше подозрений, чем те, которые заходили из других районов. 
 

В Управлении Верховного Комиссара ООН по делам беженцев заявили, что контрабандисты сменили рыболовецкие шхуны на торговые суда по нескольким причинам: холодная зимняя погода, повышенные меры безопасности в ЕС, появление платежеспособных мигрантов из Сирии.

Теперь службам государственного портконтроля придется найти способ противостоять новой контрабандистской тактике покупать старые суда для нелегальной перевозки людей, а также гарантировать, что ни одно судно не выйдет из порта без необходимых проверок.

Источник: «Fairplay»
Перевод: ЦИА РПСМ
↑ 

Наверх