13.01.2015

Пора проснуться!

Почему морская индустрия, зная о рисках, сопутствующих утомляемости моряков, не приложила больше усилий, чтобы решить данную проблему?

На протяжении многих лет судоходству было известно об опасностях, связанных с усталостью членов судовых команд. В 2001 году Международная морская организация (ИМО) опубликовала Директиву по снижению и управлению уровнем утомляемости (Guidance on Fatigue Mitigation and Management). В предисловии к документу говорится, что последствия усталости в судоходной отрасли имеют «определенно опасный» характер: «Техническая и специализированная природа индустрии требует от ее работников постоянной бдительности и глубокой концентрации». Следующая директива вышла в форме требований к режиму труда и отдыха к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ)  и Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС).

Посадка  судна на мель

Согласно результатам недавнего расследования, проведенного Бюро по расследованию происшествий на море (MAIB), причиной посадки на мель балкера близ северо-восточного побережья Англии в 03:00, движущегося со скоростью 8 узлов, стала усталость моряков. К счастью, в этой аварии все члены экипажа остались живы. В докладе MAIB говорится, что капитан судна  проснулся от удара и сразу же поднялся на мостик, где он увидел, что старший помощник спит в кресле.

Согласно данным, балкер после полудня пришвартовался к пирсу и был готов к выгрузке в промежутке с 07:00 до 15:00 следующего дня. Вместо того чтобы отдохнуть перед дежурством (с 00:00 до 06:00), старпом сошел на берег, а вернувшись, уснул на своей вахте. В период с 07:00 до 15:00 старший помощник с двумя матросами первого класса следил за ходом проведения грузовых операций. Он нес вахту вместе с матросом первого класса и, по инструкции, должен был выйти на связь с лоцманом в 01:00 с целью подготовки судна к погрузке, разбудить экипаж в 02:30. Он забыл связаться с лоцманом, и в 01:30 отправил матроса отдыхать, поскольку на вахте он находился максимальное количество часов, а сам продолжил нести дежурство один. Судно находилось на автопилоте, оно было оснащено системой контроля дееспособности вахтенного помощника (BNWAS), а также радиолокационным оборудованием для подачи сигналов тревоги.

Без сомнения главную роль в данном инциденте сыграла усталость экипажа, хотя утомляемость является не единственным фактором, ведущим к происшествиям на море.

«Project Horizon»

Управляющий Международной ассоциацией независимых владельцев сухогрузных судов (Интеркарго) Дэвид Джонс в недавнем интервью «IHS Maritime» рассказал, что ассоциация не ведет отдельную статистику по инцидентам, связанным с утомляемостью моряков. «Хотя за последние двадцать лет наблюдалось значительное сокращение числа происшествий, но, по большому счету, мы это относим к изменению правил классификации, а также к закреплению полномочий за органами государственного портового контроля, то есть в этой области не может быть оснований для самодовольства», – добавил Джонс.

В отчете MAIB упоминается о финансируемом Евросоюзом проекте «Project Horizon», который был реализован Морской академией Уорсош (Warsash Maritime Academy) и направлен на изучение данных об усталости моряков за 2009-2012 гг. На деле MAIB регулярно публикует сведения «Project Horizon» в качестве приложения к своим отчетам, тем самым бюро признает тесную взаимосвязь между расследованием происшествий и их предотвращением.

Профессор Морской академии Уорсош Майк Барнетт, занимающий пост директора  научных исследований и инноваций, сообщил «IHS Maritime» следующее: «Если поместить людей с недостатком сна в тихую и спокойную обстановку, то порядка 20-30% из них могут уснуть. По сути это проблема сменной работы, а система несения вахты по графику шесть часов отдыха/шесть часов сна сопряжена с высоким риском уснуть на рабочем месте».

По словам Барнетта, утомляемость – вопрос культуры, и ее нужно менять. Профессор подчеркнул, что «компании и моряки должны брать ответственность за свою (физическую) готовность к несению вахты, предпринимая, к примеру, такие важные практические действия, как отдых при любой удобной возможности, сон в темной комнате».

Наследием проекта «Horizon» выступает совместное исследование под названием «Martha», участниками которого являются Морская академия Уорсоша, Солентский Университет, Стокгольмский университет, Даляньский морской университет, Саутгемптонский Университет, Институт изучения стресса при Стокгольмском университете, Университет Южной Дании. К прочим участникам проекта относятся профсоюзы, организации судовладельцев.

«Martha» воспринимается в качестве модели по прогнозированию  уровня утомляемости моряков. Работа проекта «Martha» строится на базе данных  «Project Horizon» и первоначальной модели по расчету утомляемости Института изучения стресса, который занимался исследованием проблемы сменной работы в условиях работы на берегу и авиаперевозок.

«Martha» – это долгосрочная программа, направленная на изучение  вопроса утомляемости, в том числе и на физико-социальные вопросы с участием моряков-добровольцев,  – сообщил Барнетт. – В 2014 году в рамках проекта на базе опросников и интервью с менеджерами и моряками из четырех судоходных компаний, а также исходя из данных судовых журналов и сведений, доступных из наручных часов Actiwatch, была собрана соответствующая информация».

Следующий шаг,  на 2015 год, увидеть как, будет функционировать система управления рисками, связанными с утомляемостью (FRMS), на базе данных проекта «Martha». Сюда относится измерение периода труда и отдыха для каждого члена судовой команды контейнеровозов, эксплуатирующихся на восточном и западном направлениях, и танкеров, работающих на спотовом рынке. По заявлению Барнетта, важным моментом было непосредственное изучение проблемы на борту судов.

Обычные нарушения

Пол Аллен, аналитик Центра производственной психологии и гигиены труда при Университете Кардиффа, рассказал «IHS Maritime», как сведения об утомляемости повлияли на университетские исследования:

– Согласно исследованию касательно усталости моряков, проводимому Университетом Кардиффа (2001-2006г.г.), 40% опрошенных  говорили о периодическом занижении данных о продолжительности своего рабочего времени. Если судно представляет полностью заполненные табели учета рабочего времени без каких-либо юридических нарушений, то нет никаких оснований для принятия мер или обеспокоенности этим вопросом.

В попытке укрепить правила и директивы Австралия, Доминика, Маршалловы острова, Норвегия, Международная федерация ассоциаций морских капитанов (IFSMA) и Морской институт представили в ИМО проект по пересмотру и внесению изменений в Директиву по снижению и управлению уровнем утомляемости. Документ будет обсуждаться в мае 2015 года на встрече Комитета по безопасности на море (MSC). Директива призвана гарантировать, что система управления рисками, связанными с утомляемостью, включена в директивы, «которые открывают перед регуляторами, операторами  и отдельными моряками возможность использования современных знаний и информации об утомляемости с целью повышения безопасности на судне».

Если документ будет принят, то на встрече Подкомитета по человеческому фактору, подготовке моряков и несению вахты будет проведена работа по внесению изменений в Директивы ИМО. Реализация программы намечена на 2017 год. Внедрение системы управления рисками, связанными с утомляемостью, наряду с изменением в культуре, внесет значительный вклад в повышение безопасности на море и улучшит условия труда моряков, которые претерпели огромные изменения под влиянием коммерческого и научно-технического прогресса.

Автор: Мартин Уоттс 

↑ 

Наверх