17.12.2014

Маленькая коричневая бумага

На судне «NONA BULKER» (PAN, 9379674) задержали смену экипажа. Это серьезное нарушение, последствия которого бывают всякие: от бунта до прыжка за борт. Поэтому инспектор МФТ Susan Linderkamp, выяснившая это обстоятельство, связалась с судовладельцем и сообщила в МФТ, что четверо филиппинцев служат на борту больше десяти месяцев, хотя по контракту, срок составлял девять месяцев +-1. Было это в районе Бремерхафен.

Оператор «Mannex Marine Operation» заявил, что не виноват. Во-первых, наибольшая продолжительность рейса, согласно MLC-2006 – не более 12-ти месяцев: еще есть куда терпеть. Во-вторых, замена уже на подходе. Просто в последний момент миграционные власти немецкой Нижней Саксонии не одобрили прибытие людей с Филиппин на замену.

Балкер пошел дальше. Зашел в Калининград на глубоководный терминал ЗАО «Содружество». На этот клочок территории РФ и собирались переориентировать сменщиков-филиппинцев. С этой целью круинг, представляющий японского работодателя, еще в конце ноября обратился в консульский отдел посольства РФ в Маниле за визой для четырех профессиональных моряков. Казалось, условия подходящие для замены: судно стояло в Калининграде до 9 декабря. 

Но визу филиппинцы не получили. Поэтому «NONA BULKER» из Калининграда вынуждено отправилась без остановок в порт Лагос (Нигерия). Здесь на море – пираты, на суше – Эбола: смены тоже не будет. Японцы пообещали, что в ближайшем после Лагоса порту смена точно состоится.

 А если этим портом опять будет Калининград?

По мнению судового агентства «Транс-Агро», которое специализируется на терминале обслуживания океанских балкеров, посольство РФ в Маниле все равно «не успеет» выдать визы. И в доказательство агентство насчитало несколько десятков аналогичных случаев за последние три года.            

Все выглядит стандартно. Как только балкер выходит из Южной Америки с грузом на Калининград, оператор судна вступает в переписку с агентом в порту прибытия по разным вопросам предстоящего обслуживания судна. Например, обеспечить визовую поддержку при замене части экипажа. «Поддержка» – несложная процедура по оформлению гарантийного обязательства о сопровождении моряков на судно. Стандартный документ для консульского отдела. Ситуация проста: ведь если иностранец-моряк следует транзитом на свое рабочее место под инофлагом, место нашей страны очевидно – территория транзита. Беспрепятственного. Положение морской державы во главе с портом пяти морей обязывает к этому автоматически.

Вот судовой агент в Калининграде три года назад тоже так думал. И до сих пор оформляет все требуемые бумаги в день получения запроса, отправляя почтой контрагенту в Маниле. И три года повторяется одно и то же. Пока судно пересекает Атлантику, еще две недели агент в Калининграде пытается разрешить другие вопросы, которые возникают у манильского круинга по поводу невнятных требований посольства РФ.

Например, что это такое – «письмо в оригинале в виде маленькой коричневой бумаги, заполненной по-русски, с указанием категории визы, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации»? Приводим дословный перевод из документа на бланке посольства РФ. Из регламента, описывающего новую процедуру получения визы, внедренную в 2011 году: «small brown paper written in Russian word».  

Мы, как говорится, местные и можем понять, о чем речь. Когда-то Федеральная миграционная служба РФ (ФМС) была в составе МВД РФ. И может, бюрократ-самоучка имел в виду именно ФМС. Тогда почему не сказал об этом прямо? И какое отношение к транзиту моряков из дальнего зарубежья имеет ведомство по борьбе с мигрантами из стран ближнего зарубежья?

Сужая круг и внимательно читая паническую, по сути, переписку агентов насчет крушения визовых надежд, мы убеждаемся – так и есть. Посольство РФ уточняет свои требования: «маленькая коричневая бумага» – пригласительное письмо со стороны гостеприимной ФМС РФ. Если нет такого приглашения, нет и визы для ваших клиентов.

Тогда в чем роль калининградского агента, если «гости» теперь не его? И агент пытается уяснить это в ФМС РФ, откуда его посылают, потому что он не заключил какого-то договора на обслуживание с ФМС РФ и не зарегистрировался в качестве приглашающей стороны. Название «приглашающая» здесь обманчивое: фактически это означает признание себя работодателем иностранного моряка и государственной регистрации в качестве такого работодателя.

Зачем это маленькому судовому агентству? Но без исполнения вышеуказанной принудиловки визы морякам не видать.

Поэтому примерно сорок с лишним случаев за три года, когда планировались смены филиппинцев на терминале ЗАО «Содружество», а такое происходит с регулярностью раз в месяц, закончились ничем. Всякий раз моряки просто не успевали получить визу, процедура оформления превышала две недели и сопровождалась требованием представить документы абсурдного содержания.

По сути, такая визовая политика является запретительной. Ведь пока моряк бегает по кругу за справками фантастического содержания, судно его ждать не будет. И повезет на борту угнетенных и обиженных неизвестно в какую часть света, ведь океанские суда – вечные странники.  Формально будут считать виновным судовладельца, который сам того не зная, вдруг обжегся на России. Резко поумнев, он будет дуть в другую сторону. И если наша визовая политика заключается именно в том, чтобы сделать порты РФ предельно неудобными для моряков и судовладельцев, то у нас все идет по плану. 

Говорят, визовые отношения между странами определяются принципом взаимности: ты – мне, я – тебе. Например, на Филиппинах для граждан РФ действует безвизовый режим пребывания: гуляй целый месяц, только штамп поставь в аэропорту.

Допустим, это отношение нас никак не обязывает, ведь МИД РФ – любитель критиковать лицемерие Запада и двойные стандарты, считает Филиппины страной миграционного риска и предъявляет к въездной визе в РФ дополнительные требования. И это не просто необходимость согласовать режим пребывания филиппинского моряка с ФМС РФ. Если бы все было так просто и формально, как у людей…

Въездная виза должна быть оформлена на специальном бланке ФМС, после обязательной регистрации и уплаты специальных сборов. Интересно, что свой консульский сбор МИД РФ все равно берет, хотя визу не оформляет.

Оформление или еще одно визирование начнется лишь в том случае, если судовой агент из Калининграда получит коричневую бумажку. И правильно она называется «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию». Хотя в юридическом смысле, какое же это приглашение? Это документ по обоснованию сборов за получение иностранным моряком-транзитником рабочей визы, которая в данном случае не требуется и не запрашивается.

И, значит, товар нужно всучить принудительно. Отсюда и требования ФМС РФ к судовому агентству, чтобы оно зарегистрировалось как представитель иностранного судовладельца, заказавшего смену экипажа. Таких широких полномочий у агента нет, его функции скромнее и желание нести юридическую ответственность за судьбу моряка у него отсутствует. А его толкают, иначе не обращайся.

Принудиловка называется «заключением договора об аккредитации» и стоит примерно 20 тысяч рублей. Плюс дополнительный сбор за голову каждого «приглашенного» филиппинского моряка в 10 тысяч рублей.

Теперь посмотрим на рамки, в которые судового агента и его моряков заталкивают МИД РФ на пару с ФМС РФ. Дело в том, что въездные визы в РФ бывают «туристическими» (выдаются при наличии тура), «гостевыми» (под обеспечение частного лица) и «студенческими» (по приглашению учебного заведения). Других виз для иностранных моряков у нас нет. Поэтому закономерно, что для них остается исключительно «рабочая» виза. А ее у нас выдает компетентный орган в лице ФМС РФ. Вот и весь бизнес-план.

Консульство РФ на Филиппинах спрашивает моряка-транзитника: «Ты же на работу едешь? Вот тебе и полагается рабочая виза. Только я тебе ее не дам, хотя сбор возьму. Рабочую визу ты получишь лишь после того, как я получу коричневую бумажку на русском языке».

В таком бизнесе рулят несколько московских агентств, обещая на сайтах, что процесс аккредитации пойдет параллельно с оформлением рабочей визы. Рабочую визу испекут за несколько суток, и, значит, без необходимого по закону согласования со службой трудоустройства и профсоюзами. Короче, название «рабочая» в категории въездной визы – чистая формальность, прикрытие, чтобы слупить сборы за «приглашение на однократную рабочую визу сроком на 90 дней».

Вот это и есть наш российский эквивалент въездной визы для моряков-транзитников. По деньгам примерно 30 тысяч рублей, плюс консульский сбор во сколько-то филиппинских песо: очень много разноцветных бумажек за одну простую коричневую.

Давайте сравним навязанную иностранному моряку в принудительном порядке «однократную рабочую визу», позволяющую въехать в РФ, с въездными визами для моряков в других странах.

Наша коричневая бумажка по эквиваленту никак не «шенгенская виза категории С» или «транзитная виза США категории C1D». И дело не только в цене. Например, «шенген» с правом однократного въезда до 45 суток стоит 35 евро, а американская транзитная виза (сроком действия на 2 года) стоит $160.

Дело в нашей очередной изюминке. Однократная рабочая виза выдается на один въезд, а за выезд надо доплатить еще 3 тысячи рублей. Но самое интересное, что счастливый обладатель однократной рабочей визы обязан в недельный срок дополнительно зарегистрироваться в территориальном органе УФМС. И что-то еще потом делать с каким-то специальным отрывным талоном. Иначе могут обвинить в нарушении визового режима.

По-моему, здесь слабое место в бизнес-плане ФМС РФ. Превалирует явно выраженное желание отвадить моряков и судовладельцев от транзита через РФ, прищучить по любой мелочи, а лучше – вообще не пущать.

Ну, а если окружающий нас мир ответит нам взаимностью и по нашим стандартам?

На мировом флоте примерно 65 тысяч российских моряков, 50 тысяч украинских и примерно 250 тысяч филиппинцев. По весне этого года Российский профсоюз моряков (РПСМ) выступил на конференции европейских транспортников с предложением облегчить визовые формальности для моряков Восточной Европы.

РПСМ ссылался на требования конвенции MLC-2006, которая обязывает государства обеспечить беспрепятственный транзит членов экипажей морских судов и свободу перемещения не только морякам, но и членам их семей. Все было нормально воспринято, и процесс пошел. Вероятно движение в сторону улучшения.

Ведь традиционно требования к морякам были просты. Требовалось лишь подтверждение властей порта о факте захода, проездные документы, медицинская страховка и все. Да, потом появился транзитный «шенген», его упразднили и теперь виза универсальна для всех категорий въезжающих: от туристов до моряков. Но легче всего ее получить именно морякам. А к рабочей визе в любой стране мира требования запредельные.

Въездные шенгенские визы для российских моряков оформляются в трех-пятидневный срок, в консульствах США – от трех до десяти дней. Случаи отказа мы фиксируем в соотношении один к тысяче, причем, «отказнику» через год визу все-таки дают. Двойной визовой системы не наблюдается. Случаев дополнительных сборов, как у нас с ФМС РФ –  любителем заключать коммерческие договора за исполнение служебных обязанностей, нет. Длительная процедура визирования для моряков также наблюдается у султана Брунея и в Малайзии. Здесь нереально списаться за десять суток. Хотя в Новороссийске был период, когда «нереально списаться» затянулось на три недели.

«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена…». Но ведь система прищучить, тащить и не пущать, внедренная ФМС, не работает даже по прямому назначению. Вот статистика УФМС по Санкт-Петербургу по миграционному учету граждан Республики Филиппины за год: поставлено на учет примерно две тысячи человек, из которых по рабочей визе прибыло лишь 120. Подавляющее большинство филиппинцев приехали по туристической визе.

Ну, не знаю. Может, их реальный тур можно описать как «аэропорт-особняк-место няни». А может, аэропорт-порт-борт судна.

Как красиво сказано в Конвенции: «Свободное море открыто для доступа всем, никому не принадлежит и никем не ограничено».

Вадим Мамонтов,
Председатель Калининградской региональной организации РПСМ 
↑ 

Наверх