21.11.2014

Техника безопасности на судне: разбор ситуаций

Морские порталы «Safety at Sea» и «Regs4ships» провели разбор ситуаций, связанных с техникой безопасности на судне. Все они случались на борту: кому-то из моряков везло, кому-то не очень. Эксперты предлагают рассмотреть эти примеры, понять, в чем ошиблись моряки, и как можно было избежать происшествия. 

 

Во время швартовых операций моряк упал за борт

Что произошло? Во время постановки судна к причалу нога моряка, находившегося на корме и выполнявшего швартовые операции, оказалась в петле швартового каната, в результате этого канат потянул его за собой, и человек оказался за бортом.

В чем причина? Перед началом операции члены экипажа не прошли инструктаж. Дело в  том, что погодные условия ухудшились, течение было сильным, поэтому моряк стал помогать коллеге и не увидел канат.

Совет: помните, что во время постановки судна к причалу, всегда нужно стоять в безопасном месте и обращать внимание на петли швартового каната под ногами. Кроме того, на судне всегда должно быть определено лицо, ответственное за проведение соответствующей операции.

Международные требования: MGN 308 (MF) – Швартовное и буксирное оборудование на всех судах (Безопасная установка  и безопасная эксплуатация), Кодекс безопасной рабочей практики для моряков торгового флота (CoSWP), Глава 25 «Операции по якорению, швартовке и буксировке»¸ UK SI 1997 № 2962 – Правила для торговых и рыболовецких судов (Охрана здоровья и безопасность на рабочем месте).

Несоблюдение требований стало причиной получения травмы глаза

Что произошло? В блоке стерилизации питьевой воды моряк производил замену ультрафиолетовой лампы. Он случайно включил УФ-свет, который его ослепил. Позже в этот же день он почувствовал раздражение, боль, наблюдалось покраснение и даже временная слепота.

В чем причина? Член экипажа не ознакомился с предупредительной надписью рядом с лампой, не выполнил установленные в компании правила и не провел оценку рисков. На моряке не было средств индивидуальной защиты (PPE), а именно затемненных защитных очков.

Совет: помните, что на судне в обязательном порядке нужно придерживаться правил и процедур даже при выполнении самых обычных и простых задач. Банальная дисциплинированность поможет  избежать получения травм. Всегда надевайте средства защиты, даже если на это уйдет дополнительное  время.

Международные требования: Кодекс безопасной рабочей практики для моряков торгового флота, Глава 4, Правила для торговых и рыболовецких судов (индивидуальное защитное оборудование), Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), Глава 10 «Техническое обслуживание  и ремонт судна и оборудования».

Пренебрежение инструкциями привело к травме

Что произошло? Старший механик попросил члена экипажа удалить краску и коррозию с резьбы шпилек крышки люка при помощи ручной проволочной щетки или угловой шлифмашины, оборудованной дискообразной проволочной щеткой. Моряк поместил в шлифовальную машинку дисковый нож на 5 мм, который потом застрял между двумя штифтами и разбился. Часть этого сломанного диска попала в моряка.

В чем причина? Моряк не был готов к выполнению поставленной перед ним задачи ввиду отсутствия у него соответствующих знаний. Он пренебрег инструкциями старшего механика и выбрал неподходящее оборудование для работы. Риски не были оценены. 

Совет: перед началом работы убедитесь в том, что ваши коллеги хорошо подготовлены к поставленной перед ним задаче. Придерживайтесь корпоративных правил и оценивайте риски. Использование электроинструментов может стать причиной получения серьезных увечий, поэтому будьте осторожны при их эксплуатации.

Международные требования: Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, Глава 10  «Техническое обслуживание и ремонт  судна и оборудования», Свод правил  МОТ по предотвращению несчастных случаев на борту судна, на море и в порту,  Глава 13 «Сварка,  кислородная резка  и прочая горячая обработка», Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), в которую были внесены поправки в 2010 году (Манильские поправки), Глава II «Капитан  и палубная команда».

Неконтролируемый  вход в закрытое помещение привел к гибели моряка

Что произошло? Береговой персонал дал вахтенному офицеру указание взять пробу груза. Он поручил одному из членов экипажа спуститься в трюм через шахту по трапу в грузовом трюме. Через 10 минут офицер вернулся и обнаружил, что моряк лежит на трапе без сознания.

В чем причина? Шахта не была оборудована вентиляционными точками, и перед входом моряк не произвел проверку закрытого помещения. Капитан и старший механик не были осведомлены о том, что один из членов судовой команды вошел в закрытое пространство. Вахтенный офицер не контролировал осуществление данной операции. 

Совет: прежде чем приступить к выполнению поставленной задачи, обдумайте угрозы и оцените риски. В силу наличия угрозы безопасности при входе в закрытое помещение в обязательном порядке должны соблюдаться установленные процедуры и правила.

Международные требования: Циркуляр ИМО MSC/Circ.744- Рекомендации  по входу в закрытые помещения на судах, Резолюция ИМО A.1050(27) – Пересмотренные рекомендации по входу в закрытые помещения на судах, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Глава IX «Управление  безопасной эксплуатацией судов», Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

↑ 

Наверх