31.10.2014

«TRACE International» призывает дать бой коррупции в портах

«TRACE International»: судоходные компании должны консолидировать усилия по борьбе с коррумпированностью в морских портах. Так, по данным ООН, взяточничество дополнительно обходится мировому бизнесу в 10% от всех расходов на ведение дел.

Администрация морских портов Нигерии (NPA) запустила программу «Электронное уведомление о заходе судна в порт» (e-SEN). Система призвана сократить время простоя судов в портах, что в итоге должно сдерживать рост коррупции.

По заявлению президента некоммерческой организации по борьбе с коррупцией «TRACE International» Александры Врейдж: «Это только начало, и для решения одной из самых больших проблем судоходства необходимо вести дальнейшую работу над этим вопросом». Организация предлагает мультинациональным компаниям ряд практических механизмов и услуг для противодействия взяточничеству в портах.

Сейчас новая электронная система e-SEN позволяет судовым агентам подавать и получать уведомления в электронном виде, что должно привести к росту эффективности в области докования судов и проведения грузовых операций. Поскольку новая система заменяет собой систему ручного заполнения документов, она также уменьшает возможность для портовых работников вымогать взятки.

Не секрет, что во многих портах мира процветает взяточничество. Для заинтересованных компаний это стало дополнительным источником бизнеса с соответствующим к этому отношением. Так, например, Нигерия регулярно входит в число самых коррумпированных наций мира. Однако власти страны предприняли шаги по борьбе с коррупцией в своих портах. По мнению экспертов, их примеру должен последовать весь мир.

Как действует порочная схема: сотрудники таможенных служб некоторых стран могут «запросить вознаграждение» за упрощение формальностей. При этом вознаграждение может выражаться как в денежном эквиваленте, так и в виде обеда в ресторане и подарках.

Надзорные органы США установили, что для швейцарской фрахтовой компании «Panalpina» все эти, казалось бы, мелкие суммы вылились в 27 млн. американских долларов. За участие в коррупционной схеме компания была оштрафована на 70,6 млн долларов.

В скандале была замешана другая компания «Tidewater», которая осуществляла подкуп должностных лиц для «Panalpina». Существует множество других примеров бесконтрольного взяточничества, при которых лица, которые должны обеспечивать соблюдение судовладельцами правил, просто закрывают глаза на нарушения. К сожалению, правовые нормы сами по себе не могут искоренить порочное явление.

По мнению специалистов, большинство компаний все же не желают платить взятки, но в ряде портов коррупционеры искусственно создают опасные для жизни людей условия труда. В этом случае выплата незаконного вознаграждения компаниями рассматривается как выбор безопасности для здоровья и жизни своих сотрудников.

Заместитель председателя Сети по борьбе с коррупцией в морской индустрии (MACN) Джейк Сторей (Jake Storey) рассказывает истории о буксирах, которые умышленно создавали опасные ситуации для судов, чьи менеджеры отказались давать взятки. По его словам, «в такой момент передача взятки становится вопросом безопасности и защиты окружающей среды, где первостепенной задачей должна стоять безопасность судна и его экипажа».

Сторей объяснил, как некоторые судовладельцы используют тренажеры, например в Суэцком канале. Капитан судна должен, в случае создания помех лоцманами и/или буксирами, провести судно по каналу безопасно и избежать «помощи» портовых рабочих.

«Но если вы следуете через Суэцкий канал всего один раз в год, то у вас может и не быть ресурсов и средств для проведения подобных учений», – говорит Сторей.

Хотя большая часть случаев со взяточничеством связана с дачей «вознаграждений» рабочим, вымогательство может иметь место на любом этапе работы судна: во время докования, разгрузки, досмотра груза и т. д.

И не важно, кто просит денег: представитель таможни или оператор вилочного погрузчика, портовые рабочие и т.д. Число тех, кто жаждет немного заработать на стороне, не становится меньше. Известны случаи подкупа со стороны конкурентов, которые подкупают должностных лиц с целью создания препятствий для других грузоотправителей. Большинство портов не имеют методик борьбы с задержками. По этой причине новая электронная платформа NPA должна стать решением проблемы.

Однако предпринятых мер пока недостаточно, судоходная индустрия должна в борьбе с коррупцией работать сообща. Проблему усложняет тот факт, что игроки морской отрасли не стремятся делиться информацией с потенциальными конкурентами.

По оценке агентства «Clarksons», в этой сфере по всему миру задействовано свыше 200 тыс. судовладельцев. Также не способствует решению проблемы и тот факт, что владельцы судов не информируют владельцев грузов о существующих препятствиях в портах. И тогда замалчивание становится не лучшим помощником в борьбе с коррупцией.

Тем не менее, начало положено, и реформа в одном порту делает его, с точки зрения ведения дел, предпочтительнее, чем, например, сотрудничество с «проблемными» портами. И не смотря на давление со стороны сообщества, пораженного коррупцией, необходимо вести работу по улучшению ситуации в портах для повышения их репутации, что в конечном счете поможет достичь переломного момента в решении проблемы. А до этих пор все заинтересованные стороны должны рассматривать взяточничество не как расходы, а как препятствие для ведения цивилизованного бизнеса.

Источник: Tradewindsnews.com»

↑ 

Наверх