30.10.2014

Экологический раздел Полярного кодекса закончен

Международная морская организация (IMO) завершила работу над первым международным сводом обязательных правил арктического мореходства. Планируется, что Полярный кодекс вступит в силу в 2017 году.

IMO утвердила экологические правила, вошедшие во вторую часть Полярного кодекса. Первую часть кодекса, относящуюся к правилам безопасности мореплавания, приняли весной 2013 года.

Согласно новым экологическими требованиями в полярных водах запрещен сброс мусора и слив загрязнённых нефтепродуктами стоков. В свою очередь Россия добивалась исключения по вопросам стоков для ряда своих судов на внутренних арктических маршрутах. Это особенно важно для судов, продолжительное время работающих в ледовых условиях.

Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский неоднократно выступал против новых правил, призывая IMO не вводить «жесткие, запретительные меры, которые не позволят корабельным компаниями пользоваться Северным морским путём».

Исторически наша страна занимала лидерскую позицию в освоении и исследовании Северного полюса. И сегодня Россия активно наращивает использование Северного морского пути. Первые коммерческие суда прошли северным путем в 1997 году, в 2011-м их было четыре. В последующие годы движение резко расширилось. Так, в 2012-м году из Атлантического в Тихий океан прошло 46 торговых судов, а 2013-м их количесво выросло до 71.

«До окончательного формирования Полярного кодекса требуется усилить множество природоохранных требований», – считает глава канадской арктической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Пол Кроули.

Однако представитель WWF сожалеет, что не ввели запрет на использование мазута по опыту Антарктики. По его мнению, именно с этим видом топлива связаны повышенный выброс вредных веществ в атмосферу и дополнительная опасность в случае разлива.

Новые правила Полярного кодекса также раскритикованы «зелеными» из-за того, что не был учтен шум, создаваемый судами, который беспокоит дикую природу. Однако известно, что в 2017 году будет введено требование по прокладыванию маршрутов судов с учётом мест обитания морских млекопитающих. Природоохранные организации также отмечают необходимость регулирования выбросов в Арктике сажи, которая считается одним из самых вредных, загрязняющих атмосферу веществ.

«Зеленые» надеются, что до окончательного формирования Полярного кодекса многие из этих вопросов будут доработаны. Важным элементом экологических правил является требование о повышении к 2025 году энергетической эффективности работающих в полярных водах судов на 30% по сравнению с судами, построенными до 2013 года.

Для того, чтобы Полярный кодекс вступил в силу, его должны утвердить на ближайшем заседании Комитета по защите морской среды и Комитета по безопасности мореплавания весной 2015 года.

Источник: Mortrans.info

↑ 

Наверх