03.10.2014

Гигантомания по-флотски, или Почему контейнерные перевозчики грезят идеями союзов

Самый ожидаемый альянс контейнерных гигантов «P3», о котором так долго говорили, не состоялся, однако несмотря на это, объединение и без того крупных перевозчиков – тренд №1. За последние месяцы образовались несколько новых альянсов, которые только усилят конкуренцию на рынке контейнерных перевозок, а ведь именно она стала одной из причин отказа в одобрении союза «P3».

С каждым годом конкуренция на рынке контейнерных перевозок неуклонно растет. Чтобы удержать свои позиции, перевозчики вынуждены группироваться. Первыми это поняли лидеры рынка, попытавшиеся его монополизировать. Так, в июне прошлого года было анонсировано создание торгового альянса «P3 Network», куда должны были войти «Maersk Line», «Mediterranean Shipping» и «CMA CGM».

Весной 2014 года процесс объединения сдвинулся с мертвой точки, и, казалось, что вот-вот, – и мы увидим появление на рынке настоящего союза гигантов. Однако уже летом китайские контролирующие органы заблокировали мега альянс. Странно, но тенденция к объединению только окрепла. Теперь идеями союзов заразились более мелкие перевозчики.

«Maersk» не сдается 

Как правило, именно лидеры задают правила игры на рынке. Среди контейнерных перевозчиков это датская компания «Maersk Line». Именно она инициировала создание альянса «P3». Решение китайских властей стало сюрпризом для руководства «Maersk Line», а провал инициативы – ударом. О чем во всеуслышание заявил глава группы «Moller-Maersk Group» Нильс Смедегард Андерсен.

Однако, несмотря на это, менеджмент датского холдинга быстро оправился от шока и решил не отступать от намеченных целей: инициированный ранее мега альянс подвергся ребрендингу и был немного урезан. Новый союз получил название «2M Alliance», а в его состав вошли только две компании – «Maersk Line» и «Mediterranean Shipping».

На этот раз датчане, имея за плечами горький опыт, решили действовать активнее: в течение августа-сентября основные вопросы по созданию объединения были улажены. Если с американскими и европейскими регуляторами проблем не возникло, то с китайскими ведомствами пришлось повозиться. Руководство «Maersk» неоднократно посещало Китай для проведения переговоров, и даже после того, как 12 августа 2014 года альянс «2M» был зарегистрирован в Поднебесной. Такую перемену можно объяснить тем, что новый альянс, в отличие от «P3», не настолько опасен для китайских грузовладельцев и грузоперевозчиков. В частности, на направлении Азия-Европа «2M» будет контролировать только 30% грузопотока вместо 45%, которые могли оказаться в портфеле «P3».  

Альянс вдогонку

Неудача с созданием «P3» заставила французскую компанию «CMA CGM» идти своим путем. Менеджмент перевозчика хорошенько поломал голову, и в результате в начале сентября объявил о создании союза «Ocean Three», который по многим показателям дышит в спину «2M». Новое объединение оказалось достаточно пестрым, если посмотреть на его участников. Кроме французской «CMA CGM» в его состав вошли китайская «China Shipping Container Lines» (CSCL) и арабская «United Arab Shipping Company» (UASC). Отметим, что последняя компания является совместным предприятием шести государств Персидского залива – Бахрейна, Ирака, Катара, Кувейта, ОАЭ и Саудовской Аравии. Не исключено, что такого рода перегруппировка контейнерных перевозчиков приведет к оживлению рынка. С другой стороны, такой состав является вполне ожидаемым.

По мнению операционного директора аналитической компании «SeaIntel Maritime Analysis» Алана Мерфи, все члены «Ocean Three» хорошо дополняют друг друга, особенно на ключевом направлении Азия-Европа. Схожей точки зрения придерживается и британская исследовательская группа «Drewry Maritime Research». В недавнем отчете группы говорится, что объединение имеет хорошую перспективу развития и может стать достойным конкурентом альянса «2M». Стоит отметить, что процесс создания «Ocean Three» еще не завершился, однако большинство аналитиков прогнозируют позитивный исход.

Тихой сапой

На фоне вышеописанных пертурбаций процесс объединения немецкой «Hapag-Lloyd» и чилийской CSAV кажется образцом уверенности и спокойствия. О начале переговоров между компаниями стало известно еще в конце прошлого года. Затем шаг за шагом они продвигались вперед. В апреле было принято окончательное решение о слиянии, а в августе получено одобрение Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии США, а недавно и антимонопольной комиссией ЕС.

Такую уверенность можно объяснить по-разному. Однако определяющим фактором все же стоит считать специфику сделки: в данном случае это скорее слияние двух компаний, а не заключение альянса, так как перевозчики готовы идти на гораздо большие жертвы.

В частности, антимонопольная комиссия ЕС пришла к выводу, что сделка приведет к повышению цен на контейнерные перевозки на трансатлантических маршрутах, прежде всего, между Западной Европой, с одной стороны, и Карибским бассейном и Южной Америкой – с другой. Об этом неоднократно заявлял еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния. Чтобы завершить сделку, CSAV пошла на жертву,  отказавшись от нескольких маршрутов, которыми чилийская компания оперировала совместно с компанией MSC.

Следующий год для рынка контейнерных перевозок обещает быть интересным и необычным. Во-первых, заработают два новых альянса – «2M» и «Ocean Three», вплотную конкурирующих друг с другом. Во-вторых, третий альянс – «G6» во главе с «Hapag-Lloyd» – получит усиление. Вполне возможно, что на рынке  разыграется «битва титанов». Однако это только предположение: все будет зависеть от жизнеспособности новых союзов и от того, насколько объединившиеся компании смогут работать в команде. В то же время не исключено, что такого рода перегруппировка контейнерных перевозчиков приведет к оживлению рынка.

Источник: cfts.org.ua

↑ 

Наверх