02.10.2014

Трагедия «MS Estonia»: чему мы научились?

28 сентября 1994 года, круизное судно «MS Estonia» затонуло в Балтийском море. На его борту было 803 пассажира и 186 членов экипажа:  989 человек, которые нуждались в спасении. 20 лет спустя – подходящее время, чтобы оценить, какой прогресс произошел в безопасности мореплавания, поиске и спасении пассажиров и моряков, и произошел ли он вообще.

Так что же тогда, 28 сентября 2014 года, пошло не так? Расследование катастрофы показало, что у тех, кто был на борту, не было ни одного шанса на спасение, хотя, по крайней мере, 310 человек могли это сделать, если бы не ряд обстоятельств. Около половины пассажиров, находящихся на «MS Estonia», не смогли воспользоваться спасательными плотами по причине того, что они не надувались, другие не имели спасательных жилетов.

Первое судно подошло к месту трагедии только через 20 минут после того, как на «MS Estonia» полностью ушла под воду. Следом пришли еще четыре пассажирских парома. Первый спасательный вертолет прилетел приблизительно через 70 минут после гибели судна. В течение следующих трех часов на место прибыли еще шесть судов и столько же вертолетов.

В результате спасательной операции 138 человек были спасены, один из которых умер в больнице: из них 104 были подобраны вертолетами и только 34 судами, хотя последние подошли к месту задолго до вертолетов. Как выяснилось позже, суда не были готовы к проведению подобной операции: члены экипажей не могли спустить на воду спасательные лодки, и морякам приходилось импровизировать. Так какие уроки вынесла морская отрасль из этой трагедии, сделаны ли выводы и что улучшилось за два последних десятилетия?

Во многом, по крайней мере, на судах, работающих в международных водах, дела обстоят намного лучше, чем в 1994 году. Дизайн судов и устойчивость к повреждениям вышли на новый уровень. Члены экипажей стали проходить специальное обучение, в котором делается упор на поведение в кризисных ситуациях и управление толпой. Разработаны целые планы по поиску и спасению людей.

Пассажирские суда типа ro-ro после гибели «MS Estonia» начали оборудоваться средствами спасения, а не так давно, с 1 июля 2014 года, вступило в силу очередное правило: на судах, работающих в международных водах, должны быть конкретный план и процедура по спасению людей из воды.  

«К счастью, сегодня трагедии, подобные той, что произошла с паромом «MS Estonia», случаются редко, – сказал генеральный директор Международной морской спасательной федерации (IMRF) Брюс Рид. – Проведение массовых спасательных операций – тоже событие не частое. Как ни парадоксально это может прозвучать, но в этом тоже кроется проблема, так как персонал подготовлен только теоретически. Отвечая на вопрос, произошли ли изменения, то спустя 20 лет ситуация определенно улучшилась, но нам есть к чему стремиться. Нам предстоит сделать еще немало усовершенствований, и мы должны сосредоточиться на них».

Пресс-релиз IMRF

↑ 

Наверх