04.09.2014

Профлидеров защитят от незаконного увольнения

В июле 2014 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации» №199-ФЗ от 28 июля 2014 года. Согласно новым поправкам, профсоюзам возвращены правовые основания для защиты своих лидеров от политики увольнения «неугодных» со стороны работодателя. Эксперты дали свою оценку новому закону и рассказали, как его принятие отразится на деятельности российских профсоюзов.

Этим летом Госдума приняла ряд изменений в ст. 374 «Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы». По новым правилам, уволить лидеров профсоюзов по надуманному предлогу, как это происходило раньше, уже не получится. В статье появилась норма о необходимости учета мнения со стороны вышестоящего профоргана при увольнении профсоюзного лидера по п. 5 ст. 81 ТК РФ.

«На самом деле появившаяся норма в ст. 374 ТК РФ о необходимости учета мнения со стороны вышестоящего профоргана при увольнении профактивиста по п. 5 ст. 81 ТК РФ является паллиативом прежней редакции ст. 374 ТК, когда работодателю надо было получать не мнение, а согласие, что далеко не одно и то же. При этом гарантия была признана Конституционным судом (КС) РФ в 2009 году неконституционной», –         говорит главный эксперт по правовым вопросам РПСМ Валерий Нефедов.

В течение пяти лет профсоюзное сообщество выступало за восстановление гарантии, в результате чего стороны достигли компромисса в виде нового закона. Так, в новой редакции закона вместо «согласования»  было введено понятие «учет мнения». Но это вернуло хоть какую-то защиту профлидерам, считают эксперты.

В журнале «Морской профсоюзный вестник» неоднократно рассказывалось об уязвимости  профсоюзных лидеров, взять, например, незаконные увольнения докеров в порту Восточный.

«До последнего времени работодатели умело пользовались пробелами Трудового кодекса РФ. Но с внесением долгожданных изменений в ТК РФ они устранены», –  отмечает юрист Балтийской территориальной организации (БТО) РПСМ Людмила Падубоцкая.

По ее мнению, зачастую представители профсоюзов на местах чувствуют определенное давление и угрозу потери работы, т. к. большинство работодателей уверены, что подобная деятельность мешает членам экипажа выполнять свои трудовые обязанности. Поэтому неугодных до недавнего времени под любым предлогом списывали на берег. Теперь же новый порядок увольнения худо-бедно включает в себя решение вопроса путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон.

«Касательно увольнения по основаниям, предусмотренным пунктом 5 ч. 1 статьи 81 ТК РФ, в котором говорится о неоднократном неисполнении работником без уважительных причин трудовых обязанностей, и в случае, если работник имеет дисциплинарное взыскание, то увольнение допускается только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего профсоюзного органа», – поясняет юрист.

Увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 (ликвидация организации) или пункта 3 (сокращение численности или штата работников организации) части первой ст. 81 ТК РФ по-прежнему возможно только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.

Также предусмотрен порядок принятия окончательного решения об увольнении со стороны работодателя. В документе сказано, что работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок, или если решение выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.

«Еще одной новацией стала передача полномочий по определению обоснованности увольнения профактивистов инспекции труда. Надо сказать, что поначалу Роструд не соглашался принять на себя указанную функцию, полагая, что в данном случае необходимо определять наличие дискриминации по признаку профсоюзного членства, а это, по мнению ведомства, находится в компетенции судов», – говорит первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук.

Новый-старый закон

Первый раз право профсоюзов на защиту не освобожденных от работы лидеров было отменено КС в январе 2002 года, об этом говорится в постановлении № 3-П от 24.01.2002 года. Тогда же была признана неконституционной часть вторая ст. 235 КЗоТ РФ, которая разрешала увольнение не освобожденных от работы выборных руководителей профсоюзов с предварительного согласия профсоюзных органов.

Указанное решение КС было преодолено принятием «нового» ТК и в ст. 374 норму вернули. Затем согласно определению КС от 03.11.2009 № 1369-О-П в ноябре 2009 года КС вновь признал не действующими положения части первой статьи 374, аналогичные КЗоТ, сославшись на свое предыдущее постановление от 24.01.2002 № 3-П.

«В профсоюзной среде сразу стали обсуждаться возможности, как вернуть защиту в том или ином виде. Было признано необходимым ратифицировать Конвенцию МОТ 135 о защите прав представителей работников. Конвенция предусматривает защиту прав неосвобожденных от трудовой деятельности профлидеров, а способы защиты предлагаются в Рекомендации МОТ 143», – поясняет  Игорь Ковальчук.

Во исполнение последнего решения КС тогдашний Минздравсоцразвития предложил изъять первую часть ст. 374 ТК и представил это на обсуждение Российской трехсторонней комиссии (РТК). Профсторона потребовала другого подхода. Впоследствии депутаты инициировали несколько других законопроектов о внесении изменений в действующее законодательство. Одновременно с этим 1 июля 2010 года в РФ была ратифицирована Конвенция МОТ 135, которая вступила в силу в РФ с 6 сентября 2011 года.

На практике и в жизни

Новый закон будет действовать в реальной жизни по следующей схеме. Например, флот судоходной компании состоит из нескольких судов. В каждом действуют свои судовые организации, которые предусмотрены уставом РПСМ, являющиеся, по сути, аналогами цеховых.

Руководители таких организаций защищены новой редакцией статьи 374 от незаконного увольнения, поскольку данный вопрос должен решаться путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон. По мнению экспертов, в этом и состоит смысл внесенных в закон поправок.

«После многолетнего правового вакуума и отсутствия у профсоюзов законных инструментов защиты своих активистов от произвола работодателей с принятием данного закона возможность законной защиты профактивистов стала возможной», – считает председатель Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков.

↑ 

Наверх