03.09.2014

Призрак под флагом РФ

Неделя действий против удобных флагов в портах Балтийского региона продолжается. Калининград, как портовый город, где есть отделение Российского профсоюза моряков (РПСМ) и инспекторат Международной федерации транспортников (МФТ), является полноправным участником кампании. Здесь условия труда и быта моряков проверяют представители Калининградской региональной организации (КРО) РПСМ.

Внимание инспекторов привлекло судно «Месна» (флаг РФ), которое застряло на Западе России, и где действует закон Украины! Контракты экипажа, укомплектованного исключительно гражданами РФ, имеют ссылку на коллективный договор, подписанный Федерацией морских профсоюзов Юга Украины совместно с каким-то «Veritas Shipping Ltd» с Мальты. Обе стороны, поладившие между собой, как выяснилось, из Одессы, а  профсоюзная организация «Юга Украины», по информации инспекции МФТ в Одессе, является для судовладельцев свойской и в МФТ не входит.

По сути, как говорят американцы, это профсоюз «желтой собаки» (был в истории США такой момент, когда штрейкбрехеров завлекали в классовую борьбу сосисками с желтой горчицей, отсюда и пошло название). И чему удивляться, что в колдоговоре для судна под флагом РФ желтая собака с Юга Украины подписала перечень деяний, по которым моряка могут списать с удержанием заработка.

Вот лишь несколько статей:

- дезертирство (по смыслу, самовольный уход с судна) карается денежным штрафом и списанием;

- вынашивание злого умысла (смысл – как хочешь, так и понимай) карается по усмотрению капитана;

- нарушение субординации (в контракте написано «непокора») карается штрафом и списанием;

- азартные игры (какие – не разъясняется) караются штрафом и списанием;

- за «поганое поведение и насмешки над судовыми порядками» списание работника и вычет из зарплаты;

- «за проступок, который может бросить тень на доброе имя Компании и судна» – уровень репрессии определяется капитаном.

Вот что можно вытворять под флагом РФ!

И значит, как учит МФТ, это тот случай, когда флаг судна ничего не значит, потому что не обеспечивает осуществление юрисдикции государства флага, т.е. государства, которое обеспечило приписку т/х «Месна» к Санкт-Петербургу, выдало документы, но почему-то забыло спросить за соблюдение Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC), трудовых прав, зарплаты и страхования.

При том что государственных контролеров на этом фронте – переизбыток. Одни обеспечивают гослицензирование трудоустройства граждан РФ за границу и вроде обеспечивают соответствие трудовых контрактов чему-то там. Или принципиально не отвечают за действие «серых операторов», и тогда ситуация здесь, как на рынке туристических услуг с последующей печальной перспективой? Другие – как бы надзирают за соблюдением трудовых прав на российских предприятиях (например, судно флага РФ – это предприятие?) и называются Госинспекцией труда в Калининградской области, однако на суда не ходят.

Сидельцы – так это называется. Однако если к ним обратиться с письменной просьбой,

получишь ответ: «Для рассмотрения обращения работников, чьи права нарушены, необходимо лично обратиться с заявлениями о нарушении их трудовых прав в Государственную инспекцию труда, прокуратуру или суд. Письменное обращение должно содержать точное наименование организации-работодателя, в том числе организационно-правовую форму, ее местонахождение».

Короче, это отписка. Ведь на примере горемычной «Месна», во-первых, работодатель просто не наблюдается. Было да сплыло ООО «Судоходная компания Онего» из Петрозаводска, на смену пришла –  мальтийская «Veritas Shipping Ltd» в сговоре с одесским профсоюзом и колдоговором для флага Камбоджи-Кампучии. А теперь на руках у экипажа вместо зарплаты – платежки, присланные с электронного адреса «MD Shipping Co» (Украина-Турция-Кампучия).

Во-вторых, моряки РФ не пишут жалобы. Например, лишь вчера в КРО РПСМ обратился моряк с т/х «Мистраль» (IMO 9035539, флаг РФ), списавшийся без зарплаты полтора года назад! И это заурядное явление! Вот и нынешний экипаж сидит на борту с надеждой на лучшее, как и предыдущий. По образцу и подобию тех, кто обращается в РПСМ каждый день: за себя лично, за пострадавшего родственника или застрявшего где-то в Алжире приятеля.

Граждане РФ – моряки они или клиенты туристического бизнеса – не наводят предварительные справки и не занимаются частной сыскной деятельностью. Они надеются, что под своим флагом и в своей юрисдикции их защищают, обеспечивают и гарантируют те, кому положено. 

Вадим Мамонтов,

председатель КРО РПСМ, инспектор МФТ в порту Калининград

↑ 

Наверх