13.08.2014

Нужна ли Найробийская конвенция?

Несмотря на заметное сокращение в последние годы числа морских происшествий, количество брошенных затонувших судов, что парадоксально, выросло. Оставленные суда определенно могут образовать множество проблем не только из-за их местонахождения, если говорить о том, что они создают навигационную опасность и угрожают окружающей среде, но и исходя из объема затрат и трудностей ведения переговоров по такому тоннажу.

Найробийская международная конвенция 2007 года по удалению затонувших судов была создана для того, чтобы справиться с несогласованностью правовой базы по удалению затонувшего тоннажа. Она нацелена на поддержку международного сообщества путем обеспечения стандартизированного режима, направленного на регулирование прав и обязательств, связанных с удалением опасных обломков кораблекрушений в границах исключительной экономической зоны (EEZ) прибрежного государства.

Документ разъясняет право стран на вмешательство в их исключительную экономическую зону: они могут потребовать от зарегистрированного владельца убрать затонувшее судно, которое, как они считают, представляет опасность, то есть тоннаж, создающий угрозу для навигации или опасность для окружающей среды. При определенных обстоятельствах пострадавшее государство может самостоятельно устранить обломки и затем потребовать вернуть потраченные на операцию средства.

Конвенция применяется ко всем морским судам (с конкретными оговорками), в том числе к плавучим платформам. Для судовладельцев расширенные полномочия прибрежных стран имеют важное значение. Так, будет введен не только понятный и четкий режим по удалению опасных судов в границах зоны EEZ , но также на судовладельцев будет возложена строгая ответственность за расходы, связанные с удалением последствий аварии. Тем не менее, конвенция старается сбалансировать права прибрежного государства с правами владельца затонувшего судна через требование о применении принципа пропорциональности, куда входит условие о том, что меры, предпринятые пострадавшим государством, должны быть соразмерны опасности и не выходить за пределы оправданной необходимости.

В рамках международного договора, в обязательство собственников судов входит наличие обязательного страхования, и, соответственно, они могут ограничить свою ответственность согласно применяемому национальному или международному режиму, как, например, Конвенции об ограничении ответственности по морским претензиям 1976 года (LLMC) с внесенным в нее Протоколом 1996 года.

За последние годы переговоры об удалении затонувших судов все больше полны сложностей. Это объясняется несколькими причинами, среди которых не только рост новых технологий, но и слабая информированность о доступной правовой защите. Подобные аргументы при правильном применении и некоторых обстоятельствах могут означать, что удаление обломков не требуется или же свидетельствовать о доступности иных способов, которые существенно сократят расходы на проведение операции.

Те, кто ежедневно работает с такими делами недовольны следующими постоянно возникающими вопросами: вторжение прибрежных стран в процесс удаления затонувшего тоннажа и взятие проводимых работ под свой контроль, что выливается в значительный рост затрат на проведение операции. Сюда также можно отнести нежелание стран предоставлять порты-убежища, а также примеры несправедливого задержания членов экипажей с целью усиления своей позиции при ведении связанных с кораблекрушением переговоров. Конвенция стала лидером по применению более универсального подхода к удалению затонувших судов, однако о ее действии на практике пока нельзя судить. Будем надеяться, что она поможет преодолеть такие хорошо известные препятствия, как отказ в предоставлении убежища и несправедливое обращение с моряками и побудить к использованию более взвешенного подхода при ведении переговоров об удалении затонувших судов.

Найробийская международная конвенция 2007 года по удалению затонувших судов (Nairobi Convention on the Removal of Wrecks 2007) вступит в силу в апреле 2015 года.

«Tradewindsnews.com»

↑ 

Наверх