03.06.2014

Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное

Трагедия, произошедшая с паромом «Sewol», стала еще одним подтверждением того, что офицеры торговых судов – самая легкая и первая мишень для тех, кто ищет виновных, когда происходит нечто ужасное. Весьма прискорбно, что всего спустя неделю после крушения судна и гибели людей президент Южной Кореи Пак Кын Хе предъявила капитану парома обвинение ни много ни мало в убийстве, не имея на тот момент доказательств.

Возможно, это объясняется естественным желанием поскорее обвинить кого-то в такой аварии, унесшей множество жизней и вызвавшей огромный общественный и политический резонанс. Однако для морской отрасли трагедия «Sewol» – напоминание о проблеме криминализации моряков.

Известен случай, когда индийцы – капитан Чалва и его старший помощник Четан с танкера «Hebei Spirit» незаконно удерживались корейскими властями в течение 552 дней. В 2007 году в это судно, стоявшее на якоре в порту Дэсан, врезалась крановая баржа, в результате танкер получил пробоину, и в море вылилась нефть. Моряков признали невиновными, но не выпускали из страны на протяжении долгого времени, пока не закончились многочисленные судебные слушания, и не были рассмотрены апелляции.

Конечно, не одна Корея «грешит» поспешными обвинениями в адрес членов экипажей, не дожидаясь результатов всестороннего расследования морских происшествий. Общественное мнение осудило капитана лайнера «Costa Concordia» Франческо Скеттино задолго до того, как появились свидетельства, указывающие (но не доказывающие!) его виновность. Разбирательства в отношении его роли в крушении судна до сих пор идут в итальянском суде.

А вспомните историю моряков судна «Coral Sea». Они находили в тюрьме за то, что в перевозимых на судне ящиках с бананами были обнаружены наркотики. Капитан Кристо Лаптало и его коллеги Константин Метелев и Нарциско Гарсиа пережили 17 месяцев судебных разбирательств, их отказывались выпустить под залог, хотя у следствия не было достаточно доказательств их вины, и они сами каждый раз отказывались признать причастность к делу. В итоге их признали невиновными, но 17 месяцев мучений назад не вернешь.

Морские профсоюзы во всем мире все чаще и громче заявляют о необходимости раз и навсегда решить проблему криминализации моряков и, прежде всего, придерживаться принципа презумпции невиновности в отношении всех членов экипажа, прежде, чем обрушиваться с обвинениями на них. Совершенно очевидно, что моряки больше подвержены уголовному преследованию, чем представители других профессий, и поэтому нуждаются в особой поддержке и защите.

Сегодняшнее положение дел сильно отличается от того, что было, скажем в 1987 году, когда паром «Herald of Free Enterprise» затонул близ Зебрюгге в Бельгии, унеся 200 жизней. Непосредственной причиной аварии тогда признали то обстоятельство, что один из членов экипажа не закрыл носовую аппарель парома, находившегося под управлением компании «P&O». Однако тогда вину возложили и на начальников тоже, а из самой трагедии извлекли уроки: были внесены изменения в конструкцию ро-ро паромов.

Вполне возможно, что именно на капитане Ли и членах его экипажа, лежит непосредственная вина за случившееся с паромом «Sewol», возможно, именно из-за ненадлежащего выполнениями ими своих служебных обязанностей погибли люди, но для того, чтобы их в этом обвинить, нужно как минимум дождаться официальных выводов следствия. А обвинять моряков «в убийстве» на стадии ведения расследования тоже своего рода преступление.

«TradeWinds»

↑ 

Наверх