19.05.2014

Обучение – ключ к спасению?

Сегодня несчастные случаи в закрытых помещениях остаются одной из самых распространенных причин смерти на рабочем месте. Сможет ли новый свод законов и предложений, касающихся обучения, улучшить ситуацию с безопасностью в замкнутом пространстве на судне?

Согласно последним данным, отражающим общую статистику несчастных случаев в закрытых помещениях, опубликованным Международным форумом расследований морских происшествий (MAIIF), с марта 1998 по май 2009 гг. в мире погибло 93 человека и 96 получили травмы. В базе данных Британского бюро по расследованию морских происшествий (MAIB), с мая 2009 года зарегистрировано 10 инцидентов со смертельным исходом. Цифры говорят, что масштаб проблемы серьезен и носит глобальный характер.

Закрытыми или замкнутыми помещениями на борту судов считаются помещения с ограниченным пространством для входа и выхода, которые не предназначены для продолжительной занятости внутри и не имеют достаточной естественной вентиляции. Вот основные опасности, связанные с работой в закрытых помещениях: риск пожара или взрыва, потеря сознания от действия газов, паров или недостатка кислорода, утопление из-за внезапного подъема уровня воды.

В ответ на проблему Международная морская организация (ИМО) выдвинула предложение – с января 2015 года сделать обязательными судовые учения по нахождению  в закрытых помещениях и организации спасательных операций, активизировать усилия по распространению информации об опасностях, сопряженных с такой работой, и предложила эффективную программу обучения. В июне прошлого года Комитет по морской безопасности ИМО принял поправки к правилу III/9 SOLAS (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море). С января будущего года члены экипажей, в чьи обязанности входит работа в закрытых помещениях, будут обязаны принимать участие в судовых учениях по входу в закрытые помещения и спасанию. Их нужно будет проводить минимум раз в два месяца. В поправках также содержится рекомендация судовладельцам – оценить риски и определить все помещения на судах, которые можно отнести к замкнутым пространствам.

«Примечательно, что об опасностях, связанных с работой в закрытых помещениях, я узнал в первые дни работы в море, – вспоминает старший преподаватель Морской академии Уорсош (Великобритания) Бен Бенсон. – Было это более 30 лет назад. Прошло три десятилетия, а мы по-прежнему говорим об этом, потому что с тех пор ничего не изменилось, и люди продолжают погибать. Несчастные случаи происходят потому, что перегруженные работой члены экипажа становятся невнимательными и рассеянными. Достаточно одного неправильного решения, принятого впопыхах, чтобы лишиться жизни. Например, быстро взойти по лестнице и упасть, потеряв опору, или зайти в помещение, чтобы проверить груз, не посмотрев на уровень токсичности воздуха. Большинство моряков считают, что закрытые помещения представляют опасность на судах, перевозящих опасные грузы, например, на танкерах, но они не знают, что более чем три четверти несчастных случаев происходит внутри водных, балластных танков или пустых помещениях и грузовых трюмах».

Отметим, что несколько интересных учебных программ разработала организация «Mines Rescue Marine». Учитывая тот факт, что суда обычно недолго стоят в доках, а экипажи укомплектованы по минимуму, отправить кого-то из моряков на обучение проблематично, специалисты MRM стали проводить короткие демонстрационные тренинги прямо в портах по всему миру. Обычно они длятся несколько часов. Во время их проведения инструкторы подробно показывают, что нужно делать перед тем, как войти в закрытое помещение, как проверять соответствующие спасательные средства и индивидуальные средства защиты, и как ими правильно пользоваться. Затем инструкторы знакомят моряков с правильной организацией спасательной операции.

«Safety at Sea»

↑ 

Наверх