19.05.2014

И снова о проблеме предоставления убежища судам

То, как в Великобритании решают вопрос предоставления мест убежища терпящим бедствие судам, может стать прекрасным примером для остальных прибрежных государств. В стране существует должность государственного секретаря Великобритании по делам спасания и оказания помощи на море (SOSREP). Он самостоятельно принимает решения, на которые не способны морские власти ряда портов.

Авария и скитания танкера «Maritime Maisie» наглядно продемонстрировали, что все усилия, которые судовладельцы, спасатели и страховщики предпринимали весь прошлый год по предоставлению убежища терпящим бедствие судам, так ни к чему и не привели. Танкер, имевший на борту 29 тысяч тонн различных химических продуктов, в декабре 2013 года недалеко от южнокорейского порта Пусан, столкнулся с автомобилевозом «Gravity Highway». На борту танкера возник пожар. Из-за непрекращающегося пожара и плохого прогноза погоды судну был запрещен заход в какой-либо порт из-за опасений, что огонь перекинется на другие суда. И только в конце апреля аварийному «Maritime Maisie» разрешили зайти в порт Ульсан (Южная Корея).

Как же донести до понимания властей прибрежных государств осознание необходимости предоставлять убежища терпящим бедствие судам и действовать согласно существующим международным договоренностям?

«Прибрежные государства не хотят устранять последствия чужих ошибок на своей территории, – сказал в недавнем интервью «IHS Maritime» генеральный секретарь Международной палаты судоходства (ICS) Питер Хинчлиф. – Случай с «Maritime Maisie» в очередной раз показал, что уроки до сих пор не извлечены. Правительства стран должны понимать, что неоказание помощи судам угрожает жизням моряков и спасателей, повышает риск загрязнения экологии и причинения ущерба судну и судовому оборудованию. Эти факты подтверждаются многочисленными инцидентами».

Так почему отношение к этой проблеме не меняется? Из-за недостатка профессионализма? Или это обычное упрямство? «Судоходная отрасль не выполняет обязательные законы, и никто не собирается ее к этому подталкивать, потому что это длительный и затратный процесс, который вызовет сопротивление со стороны прибрежных стран, – говорит Питер Хинчлиф. – А нужно- то всего ничего: чтобы морские власти прибрежных стран были в состоянии принять компетентное решение в критической ситуации. Решение, которое предотвратит причинение ущерба попавшему в беду судну и экипажу. Решение, которое не допустит повторения ситуации с «Maritime Maisie».

Тем не менее, есть страны, где к решению данного вопроса подходят ответственно и профессионально. Так, деятельность государственного секретаря Великобритании по делам спасания и оказания помощи на море (SOSREP) неоднократно называлась идеальной системой реагирования в чрезвычайных ситуациях. SOSREP состоит на службе Агентства морской безопасности и береговой охраны Великобритании (МСА), но действует автономно, имея полномочия государственного секретаря.

Назначенный SOSREP Хью Шоу отмечает, что за пределами этой страны подобная система могла бы не сработать. «Размеры Соединенного Королевства позволяют мне справляться с возникающими проблемами, однако в таком большом государстве, как, например, США, вряд ли одному человеку будет под силу заниматься всем этим, – сказал он. – Любой стране, намеревающейся ввести у себя SOSREP, следует понимать, что эта система держится на том, что один человек пользуется неограниченным доверием в принятии решений в рамках своих полномочий, при этом исключается любое политическое давление, и многое зависит от слаженного взаимодействия SOSREP, политиков, экологов, спасателей и береговой охраны».

Несмотря на осторожность мистера Шоу, работу SOSREP в Великобритании часто хвалят и ставят в пример.

«IHS Maritime»

↑ 

Наверх