13.05.2014

За честный и справедливый процесс

Международная морская организация (ИМО) продолжает вести широкомасштабную работу по внедрению Руководства по справедливому обращению с моряками в случае аварии судна, сообщает Юридический комитет ИМО, который недавно провел 101-е рабочее заседание.

На встрече комитет принял решение о необходимости дополнительных консультаций по вопросу криминализации моряков. Оно последовало вслед за результатами исследования, проведенного Международной организацией «Права моряков» (SRI). Согласно данным, некоторые государства-члены ИМО уже ввели или начали вводить изменения в законодательства своих стран, отвечающие положениям Руководства от 2006 года и защищающие права моряков. Однако во многих странах пункты Руководства по справедливому отношению к морякам все еще находятся на стадии рассмотрения.

Для того чтобы ускорить этот процесс, Юридический комитет решил провести дополнительные работы. В частности, планируется крупное исследование на тему криминализации моряков в случае морских аварий. Отчет по нему будет готов к 2015 году, когда состоится следующая встреча комитета. Цель ИМО – добиться, чтобы государства-члены организации оценили значимость Руководства и внедрили его положения в законодательства своих стран.

«Справедливое обращение с моряками лежит в основе работы организации «Права моряков» с момента ее образования, – прокомментировала исполнительный директор SRI Дейдре Фицпатрик. –  Недавняя трагедия с паромом «Sewol» и огромное количество  человеческих жертв оказали влияние на поспешные выводы и осуждение капитана и членов экипажа. Все, чего мы добиваемся – честного и справедливого процесса в отношении каждого инцидента в соответствии с Руководством. Моряки ежедневно сталкиваются со множеством рисков. Осознание того, что им будет обеспечено честное и справедливое обращение, сделает эту профессию более привлекательной».

Проблема криминализации моряков существует не первый день. Профсоюзы по всему миру, включая Российский профсоюз моряков (РПСМ), давно пытаются привлечь внимание властей к проблеме криминализации. Причем сюда относятся не только морские аварии, но и контрабанда и убийства. На сегодняшний день зафиксировано немало подобных инцидентов, когда капитаны и члены экипажей по умолчанию считались виновными. Команды судов становятся фактически заложниками ситуаций. Если говорить об авариях, то, как правило, весь груз ответственности ложится на капитана и рядовых, при этом мало кто обращает внимание на лиц, отвечающих  за эксплуатацию судна. Моряки также могут пострадать в результате уголовных преступлений, совершенных судовладельцами, чаще всего связанных с контрабандой.

РПСМ рекомендует морякам, которые оказались в подобной ситуации, поставить в известность российское консульство в той стране, где произошел арест. Не менее важно связаться с родными и профсоюзной организацией.

Наша справка: Руководство по справедливому обращению с моряками (Fair Treatment of Seafarers in the event of a Maritime Accident) было разработано в 2006 году. За основу эксперты ИМО и Международной организации труда (МОТ) взяли Конвенцию ООН по морскому праву и Всеобщую декларацию прав человека.

По материалам SRI и Safety4sea

↑ 

Наверх