25.04.2014

Покоряем Арктику!

Есть такая профессия – доставлять жизненно важные грузы во все уголки земного шара. Доставлять, несмотря на игры коварной стихии, превозмогая усталость, вопреки разлуке с близкими. Не зря говорят: без моряков одна половина человечества замерзнет, а другая будет вынуждена голодать.

Пройдя все возможные водные маршруты, российские моряки взялись за покорение Арктики. Осенью прошлого года танкер  «Viktor Bakaev», принадлежащий компании «Совкомфлот», совершил первый в истории компании арктический переход с Востока на Запад. Управлял судном новороссийский капитан Леонид Колпаков. По возвращении из рейса он рассказал, как танкер встретили суровые арктические льды, и может ли Северный морской путь (СМП) стать альтернативой другим судоходным маршрутам.

– Леонид Иванович, рейс на т/х «Viktor Bakaev» стал вашим первым переходом в ледовых условиях?

Не совсем. В апреле 2010 года на танкере «NS Chalenger» я заходил в порт Приморск, где была ледовая обстановка. А вот в настоящих массивных льдах Арктики я и мой экипаж работал впервые. Дополнительную ответственность на нас возлагало и то, что впервые в истории судоходства танкер такого размера прошел по СМП с Востока на Запад, в том числе через пролив Санникова.

– Откуда начался ваш ледовый рейс?

– Мы шли из корейского порта Йосу на Северную Европу с 90 тысячами тонн авиационного керосина. Накануне танкер прибыл в Находку для бункеровки, и к этому моменту уже полным ходом велась работа по подготовке судна к переходу в условиях низких температур. Путь нам предстоял через Четвертый Курильский пролив и пролив Лаперуза до Беринга. 5 октября мы вышли из Находки.

– Как вас встретила Арктика?

14 октября, пройдя мыс Дежнева, мы вошли в акваторию Серморпути. Над Чукотским морем стелился плотный туман, шел дождь со снегом и дул крепкий ветер. Через пару дней к нам подошел атомный ледокол «Вайгач», с него на наш танкер пересадили ледового лоцмана – капитана с 25-летним стажем работы в Арктике.  Мы должны были идти севернее Новосибирских островов, но по мере продвижения каравана ледовая обстановка ухудшалась, а встреча с остаточными формами льда грозила нам повреждениями корпуса. Поэтому после консультаций с капитанами и береговыми сотрудниками компании «Новошип» решили следовать южнее Новосибирских островов. Так мы и оказались в проливе Санникова. Из-за ограниченной глубины пролива сразу же начали прорабатывать наиболее безопасный маршрут, с минимальным запасом глубины под килем, согласовали его со специалистами. 21 октября наш танкер благополучно вышел из пролива Санникова и в составе каравана продолжил путь. Через неделю мы вышли на траверз мыса Желания, что означало успешное завершение нашего первого арктического рейса. Если же оценивать эстетическую сторону восприятия Арктики, то это красивейшие пейзажи с белыми медведями, хотя и очень сильные ветра с морозом -20 градусов.

– Как вы можете охарактеризовать действия своего экипажа?

– Вся наша команда показала высокий уровень профессионализма и сплоченность, все сработали по максимуму, именно поэтому боевое крещение на Северном морском пути прошло благополучно. Отдельные слова благодарности я бы хотел сказать второму помощнику Александру Волошину, старшему механику Валерию Алехину и нашим рулевым матросам Дмитрию Леденеву, Анатолию Баранову и Алексею Калистову. 

– Что теперь для вас предпочтительнее – работа на Севморпути или более традиционные рейсы?

Любой рейс необычен. Я люблю свою работу и радуюсь возможности открывать интересные маршруты, получать новые впечатления и расширять свой кругозор. Конечно, Арктика – ни с чем несравнимый регион, и мне бы хотелось туда вернуться. Все-таки первый рейс был волнительным, и если попаду туда снова, будет проще.

– Насколько реальна, на ваш взгляд, перспектива развития Севморпути и повышения его конкурентоспособности?

–  Существует множество аспектов его развития, и ключевое звено инфраструктуры для успешного функционирования СМП – это, конечно, атомный ледокольный флот. Нашему успешному переходу во многом способствовала профессиональная ледокольная проводка. Поэтому при наличии достаточного количества ледоколов и при эффективной организации их работы трассы Севморпути вполне могут составить реальную конкуренцию Суэцкому каналу – одному из самых оживленных судоходных маршрутов в мире.

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх