09.04.2014

Уставший моряк – риск для судоходства

Английский суд оштрафовал владельцев сухогруза «Danio» на 73 тысячи фунтов стерлингов за посадку судна на мель близ маяка на острове Фарн в Северном море. Инцидент произошел из-за несоблюдения режима работы и отдыха вахтенного офицера. Владельцы сухогруза полностью признали свою вину в суде.

Авария с судном произошла в марте 2013 года. Вахтенный офицер заснул при исполнении служебных обязанностей, что привело к посадке судна на мель. Моряк находился на мостике один.

Расследование инцидента вскрыло ряд нарушений, которые происходили на теплоходе «Danio» долгое время. Во-первых, вахтенный работал по 17 часов в день, что привело к кумулятивному утомлению, то есть к хронической усталости. Во-вторых, часы работы и отдыха в судовом журнале фальсифицировались. По данным отделения по расследованию морских и авиационных аварий Великобритании (MAIB), в дополнение к основным обязанностям моряк осуществлял контроль над операциями с грузом в портах стоянки судна. Все это стало причиной усталости вахтенного офицера, которая в свою очередь привела к посадке т/х «Danio» на мель.

Английский суд принял во внимание результаты расследования и признал немецких судовладельцев виновными в нарушении морского права Великобритании. «Это шокирующий инцидент, – сказал судья. – Судно было неуправляемым. Это могло привести к экологической катастрофе, столкновению с другим теплоходом и человеческим жертвам».

Отметим, что 80% аварий на флоте происходит из-за пресловутого человеческого фактора, вызванного усталостью и нечеловеческими условиями труда, которые подвергают риску судоходство и представляют угрозу здоровью моряков.

Специалисты Российского профсоюза моряков (РПСМ) считают, что если бы моряки достаточно отдыхали, рейсы были бы больше безопасными. Однако для этого требуется больше членов экипажа, а это упирается в деньги. Пока желание руководства судоходных компаний и их финансовые возможности не совпадут, очень мало надежд на изменения к лучшему.

Усугубляют проблему, как ни странно, и государственные власти. Так, Минтранс РФ в начале этого года подготовил проект приказа «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания», который фактически снимает все ограничения по непрерывной продолжительности работы членов экипажей. Сейчас продолжительность работы на борту судна не должна превышать 120 календарных дней между двумя периодами отдыха. Эксперты считают, приказ Минтранса может привести к катастрофическим последствиям: увеличению аварий и росту заболеваемости моряков.

В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) считают, что это сделано в угоду работодателям, которым этот приказ «развязывает» руки и позволяет бесконтрольно увеличивать продолжительность пребывания моряков в рейсах.

↑ 

Наверх