24.01.2014

Справедливость нашли в России

Рекордную сумму в $2,5 млн. помогла вернуть морякам в 2013 году инспектор Международной федерации транспортников в Новороссийске Ольга Ананьина. Столько стоил труд членов экипажей, деньги которых пытались присвоить судовладельцы Черноморского региона.

В прошлые годы средние суммы долгов, на которые обманутые моряки жаловались инспектору МФТ в Новороссийске, составляли в среднем 70-80 тысяч долларов месяц. Увеличение этой цифры в 2,5 раза – событие из ряда вон выходящее. В чем же причина? Неужели на фоне мирового финансового кризиса судовладельцы стали экономить на моряках больше, чем это было в самом его разгаре? Оказывается, нет.

– На мой взгляд, это прямой результат работы Сводной конвенции  МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC-2006). Не зря ее называют «Билль о правах моряков», – говорит Ольга Ананьина.

Конвенция действует с 20 августа прошлого года, и почти сразу она начала приносить результаты. Суда-нарушители задерживают в российских портах до тех пор, пока долги перед экипажами не гасятся в полном объеме. Есть и региональные особенности. На Черном море основные поставщики рабочей силы на флот, кроме нашей страны, – Украина, Турция и Грузия. Но именно эти страны не подписали MLC-2006, что усугубляет ситуацию. Теперь заход в Россию для обманутых моряков всего региона – это еще и шанс найти справедливость.

В Новороссийске, самом крупном порту страны, входящем в полусотню крупнейших в мире, конвенция работает буквально с первых дней. И от этого в первую очередь выиграл сам порт: многие «ржавые корыта», от которых за милю несет аварией, теперь попросту избегают заходить сюда. То же самое можно сказать про порт Темрюк: с конца августа здесь уже трижды задерживали теплоходы из-за несоблюдения судовладельцем требований сразу нескольких конвенций, и, конечно же, MLC-2006. Последним стало судно «Maxim» (флаг Белиза) с русско-украинским экипажем на борту. Оно принадлежит компании «Kent Shipping», печально известной своими массовыми невыплатами заработной платы.

– За последние полгода на меня обрушился шквал обращений со всего Юга России. Хуже всего положение дел с правами моряков в Астрахани. Здесь мизерные оклады, так ведь и их не платят, – рассказывает инспектор МФТ. – Порой моряки просто шлют мне SMS, которые для непосвященных выглядят как шифровки с фронта: в сокращенном виде перечень фамилий, должностей и цифр с суммами долга.

Последний такой случай – история с сухогрузом «Zangan-3». Проблему экипажа с двухмесячными долгами по зарплате пришлось решать в самый канун Нового года. 31 декабря Ольга Ананьина вела переговоры с судовладельцем – компанией «Volga Shipping Ltd.». Случай действительно тяжелый: кроме задолженности по зарплате на «Zangan-3» есть и другие проблемы. А чему удивляться: балкеру 44 года, экипаж не успевает дыры латать.

Итогом непростых переговоров стали возвращенные морякам $25 тысяч. Для экипажа многострадального сухогруза эти деньги – лучший новогодний подарок.

Еще одна тенденция последнего времени, которую отмечает Ольга Ананьина, – моряки стали грамотней.

– Наконец-то основная масса плавсостава стала обращаться в профсоюз со своими проблемами до списания с судна, а не после, – продолжает инспектор МФТ. – Пока работник находится на борту, рычагов давления на судовладельца, а значит, и шансов вырвать присвоенные им зарплаты, гораздо больше. Теперь осталось добиться, чтобы моряки запомнили, как дважды два: получать зарплату они должны месяц в месяц, и не верить никаким байкам судовладельцев. Нельзя копить задолженность по заработной плате за весь контракт. Ведь чем больше сумма, тем трудней и дольше ее возвращать.

На Юге этого добиться сложнее, чем где бы то ни было. Ведь здесь правилам цивилизованного судоходства противостоит такая неистребимая вещь, как вековая практика. Купцы на Черном море всегда расплачивались по итогам «хождения за три моря». Но ведь и слово их было гораздо более надежным, чем иные сегодняшние бумаги с печатями. Однако моряки по-прежнему зачастую свято верят своему судовладельцу, и входят в его сложное финансовое положение, забывая при этом про свое, и кредитуют его своим трудом по полгода.  

Недобросовестный  судовладелец прекрасно прячется как под удобным, так и под российским флагом.

– В прошлом году мой личный «черный список» возглавили компании «Kent Shipping»  (она же «Sailtrade») и «Rosshpcom LLC» (она же  «Донречфлот»), – говорит Ольга Ананьина. –  В основном они работают с русско-украинскими моряками. В ход идут достаточно простые схемы: они находят отчаявшихся безработных ребят, как правило, это работники разорившихся речных пароходств, и сулят им гигантскую «черную» зарплату в долларах, но в конце рейса. А по истечении контракта их просто вышвыривают на берег без копейки и набирают вместо них новых бедолаг. Вот такая бесконечная карусель. Поэтому я не устаю повторять морякам: прежде чем радостно паковать чемоданы, возьмите контракт и сходите с ним в профсоюз. Там вам укажут не только на «подводные камни» документа, если они в нем есть, но и просветят насчет репутации судовладельца, на которого вы собираетесь работать.

Рекордные суммы с боем выбитых морских зарплат говорят об одном: поток моряков, обманутых работодателями, не иссякает, поэтому в защите трудовых прав моряков инспектор МФТ всегда работает вместе с представителями Российского профсоюза моряков (РПСМ).

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх