18.12.2013

Как отнимают пароходы

К нам пришел калининградский моряк за советом, как получить компенсацию за ущерб, причиненный здоровью и имуществу, «в связи с нападением Французского флота и отъема собственности Французской таможней.» (цитата из заявления).

Это случилось 15 сентября с.г. на борту т/х “STINA” (флаг Барбадос, IMO 8221856, судовладелец и оператор из Швеции), в координатах 18-38.5 N и 056-42.0 W, в нейтральных водах Карибского моря.

Скоростной рефрижератор «Стина» шел из Колумбии в Алжир, 200 000 коробок бананов на борту. Груз брали на рейде деревушки Турбо

– вокруг плантации и никакого порта.

Потом вышли в море, и на рассвете по судовой трансляции экипажу приказали собраться на палубе для инспекции.

Наш моряк решил, что инспекций бывает много, а завтрак один. Покушав, вышел на палубу и вдруг увидел нависший вертолет, с которого ему показали идти в сторону носовой части. Он прошел через внутренние помещения, поднялся на рабочую палубу и от увиденного оцепенел. Весь экипаж сидел вдоль трюма, старпом стоял возле крана, расставив ноги и с поднятыми руками.

«Четверо с автоматами и в масках увидели меня и приказали присоединиться к сидящим. Я подумал, в масках – это хорошо, убивать не будут. Параллельным курсом шел «вояка» с номером F733. Рассмотрев флаг, я сказал: ребята, это Франция, все будет хорошо. Мне приказали замолчать. Потом один из масок поговорил по радио и стал шептаться со своими. Нам приказали подойти к борту и сесть. На воде шли два скоростных катера, по два человека в каждом без масок. А это плохо, – подумал – и самому стало плохо. Мелькнула мысль, завтра в газетах напишут: Французские моряки нашли бесхозное судно с расстрелянными моряками, необходимо усиление военного присутствия в регионе.»

Конечно, все это смотрится как бы глазами советского моряка и советского человека, который хорошего государства просто не видел. Например, наш свидетель, возраст 53 года, электромеханик первого разряда, за плечами пятнадцать лет работы на флоте под флагом СССР. В период реформ этот флот вдруг исчез со всеми его, электромеханика, заслуженными льготами и заработанной пенсией. А еще, перед этим, у этого моряка, рожденного в СССР,  были дед, отсидевший семь лет за то, что в 1928 году держал мясную лавку и жил в своем доме, и отец, который прямиком из детдома пошел на фронт, там был ранен дважды и вернулся на пепелище.

Наши люди традиционно не ждут приятных сюрпризов со стороны вооруженных «служителей». 

Фрегат класса Floreal – F733 Vantose – ВМС Франции, напал на  бедную «Стину».

Бедная «STINA» (IMO 8221856), Барбадос, бедна вдвойне: там нет коллективного договора МФТ, и содержание трудовых контрактов мизирабельно.


На самом деле «Стина» попала в международную операцию по борьбе с наркотрафиком, и эту историю осветила местная пресса. Газета “France-Antilles” (от 8 октября 2009 г.) с острова Мартиника, куда приволокли судно, сообщает в статье под заголовком «Таможня не нашла наркотиков» следующее. В рамках сотрудничества с США идет стандартная операция, однако сведения о наркотиках на борту не подтвердились. В ходе трехнедельной стоянки судна с полной выгрузкой ничего не нашли. Бананы отправились на свалку, а капитан получил  бумаги о завершении оперативно-розыскных мероприятий и об отсутствии претензий к судну, грузу и экипажу.

Но все это было спустя три недели. В момент нападения моряки просто не понимали, что происходит. Снова цитируем советского моряка: «Приказали подойти и обыскали каждого. У меня забрали весь инструмент и футляр с очками для зрения. Потом приказали собраться в столовой. Мы расселись, а они сняли маски. Всё, думаю, сейчас из нас сделают фарш. Приказали молчать. Двоих вывели. Мы всё слушали, будут ли выстрелы. Через десять минут они вернулись. И сказали, что их просто выводили подышать».

Дальше  было веселее. Пленных осмотрел военврач, измерил давление, прослушал сердце и поинтересовался показаниями. Начался гуманизм и объявили, что судно идёт в Фор-де-Франс на Мартинике. Всех покормили и разрешили сходить в каюту, принять душ и вернуться с постелью в столовую. Ночевал весь экипаж там же, в помещении 4 на 5 метров.

«Утром по одному водили в каюту, где был доктор и автоматчик, и приказали подписать бумагу. Я сказал, что ничего не вижу, нет очков, и не понимаю я по-французски. Доктор сказал, я переведу на английский:  у вас  изъят инструмент и футляр с очками для зрения.

Потом нам сообщили, что каюты досмотрены, мобильные телефоны изъяты, потом отдадим, а сейчас можете разойтись по каютам, но двери не закрывать».

Вечером 16 сентября «Стина» пришла в Фор-де-Франс. К тому времени в историю были вовлечены, помимо судовладельца “Holy House Shipping AB”, следующие стороны: в качестве консультанта и лоббиста, организация судовладельцев BIMCO; представители страховой компании на Маврикии; государство флага Барбадос; нанятый судовладельцем парижский адвокат мэтр Брюлло (Maitre Brullot).

20 сентября экипаж привезли в суд, где, в присутствии адвоката, сняли все обвинения и предоставили свободу. Правда, без допуска даже на причал. Каждый день над судном летал вертолет местного ТВ, вахты на трапе не было, и бананы выгружались силами вооруженных сил Заморского Департамента Мартиника.

Бананы из Колумбии:  из трюма прямо на свалку. Снимок сделан членом экипажа «Stina»

7 октября судно снова получило свободу плавания и опять направилось  за бананами, на сей раз, в Эквадор. Нашему моряку так и не вернули две отвертки и плоскогубцы.

Кстати, в той же газете “France-Antilles” напечатали, что операция по борьбе с наркотиками оказалась дорогостоящей. «Сутки простоя судна стоят 20 тысяч евро, вдобавок судовладелец потерял чартер, возникли другие претензии. Кто будет платить: Париж, Мартиника или Вашингтон?» После суда каждый из экипажа оформил свои претензии и вручил капитану для передачи судовладельцу. Согласно опросника, там были такие пункты, как испытанные неудобства, запрет схода на берег, ущерб личному имуществу, грубое обращение и иные жалобы. Экипаж в составе 19-ти человек много чего перечислил, однако судовладелец, судя по дальнейшему, не особенно настаивал на компенсации своим работникам.

По словам капитана, власти Мартиники не стали дожидаться иска от судовладельца и заплатили отступные в размере стоимости двух аналогичных судов.

«В середине ноября пришло сообщение, что Французское правительство компенсирует каждому моряку по 500 долларов, при условии, что отказ от дальнейших претензий подпишет весь экипаж. Если кто откажется, не получит никто. Я сказал: сумму должен определять суд и отказался. Филиппинцы сказали: мы не можем обращаться в суд, нас не возьмут на работу, но мы тебя не виним, эта сумма должна быть намного больше. Я всем раздал электронный адрес и сказал: буду биться за вас».

Мы ему поможем. И пока моряк собирает справки, вспомним случай с т/х “ARCTIC SEA” (флаг Мальты, IMO 8912792).

Продолжение следует.

КРО РПСМ

↑ 

Наверх