18.12.2013

Безответственное отношение к кризисным ситуациям

Эксперты морской отрасли настаивают на необходимости подготовки в круинговых компаниях кризисных специалистов по работе с моряками и их родными. Фирмы, занимающиеся наймом моряков, должны оказывать правильную гуманитарно-психологическую помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Но для этого необходимо обобщить уже имеющейся опыт подобной деятельности и выработать на его базе практические рекомендации.

Эту мысль поддерживает и почетный работник морского флота СССР Сергей Черных. Исходя из своего немалого опыта, эксперт подчеркнул, что тема по работе с моряками и их семьями, оказавшимися в сложной ситуации, нигде не рассматривалась, хотя она всегда была актуальной и даже необходимой.

В Украине примеров реальной работы круингового агентства с семьями моряков немало. Так, по словам С. Черных, в 2005 году теплоход «Panagia» под командованием капитана В. Шaбанова был захвачен сомалийскими пиратами в 100 милях от побережья. Под контролем разбойников и угрозой применения оружия судно изменило курс и прибыло к месту стоянки в указанную пиратами точку возле побережья Сомали. 22 моряка попали в плен.

 Компания по трудоустройству моряков «Сигал», в которой работал С. Черных, не имела опыта, как вести себя и что делать в чрезвычайной ситуации, в которую попали члены экипажа. Но необходимо было действовать, и все усилия сотрудники компании направили на общение и поддержку членов семей плененных моряков.

«Перед руководством нашей компании возникли непростые вопросы: как обеспечить в полном объеме требования судовладельца, начавшего активные переговоры с пиратами по освобождению судна и экипажа, и требовавшего от нас безоговорочного выполнения всех своих инструкций, подчас касающихся условий переговоров и несущих конфиденциальную информацию, – рассказал С. Черных. – А, с другой стороны, была необходимость информирования семей моряков о произошедшем, о мерах, принимаемых для освобождения их близких, об условиях пребывания экипажа на судне во время плена, обеспеченности питанием, водой, о зарплате, о возможных сроках решения данного вопроса и другое».

По словам С. Черных, главной заботой компании весь период, пока моряки находились в плену, была работа с их семьями: «Все эти меры и проводимая нами работа в комплексе способствовали тому, что члены семей моряков теплохода «Panagia» не собирались на митинги, не требовали вмешательства Президента, Кабмина, Минтранса, МИДа, не выезжали в Киев для подачи «петиций», не будоражили таким образом пиратов, как это зачастую происходит сегодня».

Только благодаря поддержке и тщательной работе сотрудников компании в кругу близких моряков не возникло паники. Родные ожидали завершения переговоров судовладельца по освобождению судна и дождались – 12 декабря 2005 года моряки прибыли в Одессу.

Как говорит эксперт, в тот момент он не думал, что опыт работы их компании с семьями моряков, полученный в тяжелейших условиях и очень непростых диалогах с отдельными женами и родителями моряков, будет востребован: «Мне казалось, что события с теплоходом «Panagia» – отдельный эпизод, и приобретенный опыт вряд ли когда-нибудь понадобится. К большому сожалению, прогнозы оказались ошибочными. Захваты моряков, в том числе и украинских, отправленных в рейсы при посредничестве отечественных круингов, особенно в 2008 – 2010 годах, стали едва ли не систематическими, увеличилось время пребывания моряков в плену, и суммы выкупа. Мне не раз искренне приходилось сожалеть, что многие из моих коллег, оказывающие посреднические услуги по трудоустройству моряков, либо не интересовались нашим опытом 2005 года, либо оказались слишком самонадеянными и не готовыми к этой важной и ответственной миссии – диалогу с семьями моряков, попавшими в плен к пиратам».

Как показывает нынешняя практика, современные круинговые компании отказываются от ответственности по поддержке семей моряков, попавших в сложную ситуацию. Родным и близким мореплавателей остается только одно: ждать и верить, потому что «обивание порогов» министерств и всевозможных ведомств не дает никаких результатов.

По инициативе Международной программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству» в Одессе на базе ОНМА уже состоялся семинар: «Правильная практика для судоходных компаний и круинговых агентств по оказанию гуманитарной (психологической) поддержки морякам и членам их семей», о котором РПСМ сообщал ранее. Больше двадцати специалистов из морских агентств и профильных учебных заведений одесского региона получили сертификаты и право консультировать моряков и членов их семей, как вести себя в кризисных ситуациях, и куда обращаться за помощью в первую очередь.

По материалам Seafarersjournal.com

↑ 

Наверх