09.12.2013

Учесть НЕЛЬЗЯ проигнорировать

Где поставить запятую, решит Министерство транспорта РФ.

В Москве состоялось рабочее совещание по проекту приказа Министерства транспорта РФ о внесении изменений в приказ Минтранса от 15 марта 2012 года № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов». В нем приняли участие все заинтересованные в приведении документа до ума стороны: авторы нашумевшего Положения – чиновники из Минтранса, судовладельцы и профсоюзы. Интересы плавсостава представлял Российский профсоюз моряков (РПСМ) и Российский профсоюз работников морского транспорта (РПРМТ).

Эпопея с «Положением о дипломировании членов экипажей морских судов» длится уже несколько лет, с тех самых пор, когда началась подготовка нового документа.

К сожалению, при его разработке авторы Положения не учли мнение профсоюзов, представляющих интересы работников. Это серьезное нарушение статьи 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которой органы исполнительной власти обязаны разрабатывать проекты нормативных правовых актов с учетом мнения профсоюзов, привело к головной боли, которую сегодня испытывают моряки, работодатели и сами авторы документа.

На этапе разработки Положения профсоюз предлагал создать рабочую группу для обсуждения его пунктов, указывал на конкретные недоработки в документе, возражал по некоторым проектируемым нормам, однако надлежащей реакции со стороны ведомства так и не последовало: чиновники не удостоили вниманием принципиальные замечания РПСМ. Одно из них касалось снятия требования об обязательном наличии высшего образования для моряков, которые хотят занять командные должности. Другое принципиальное замечание относилось к упрощению процедуры подтверждения и сокращению сроков продления морских дипломов.

Помимо этого была нарушена статья 35.1 ТК РФ «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда» и статья 4 ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Согласно требованиям, Минтранс был обязан направить проект приказа и «Положения» в РТК для обсуждения. Несмотря на то, что РПСМ неоднократно предлагал вынести документ на обсуждение комиссии, ведомство проигнорировало обращения профсоюза и пренебрегло законами.

Но РПСМ продолжил работу по привлечению внимания к недоработанному Положению. Плодом этой деятельности стало частичное снятие ограничения, касающегося обязательного высшего образования. Так, курсанты, поступившие на учебу в среднее учебное заведение до 1 июля 2013 года, могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана и старшего механика. Остальным не повезло. После указанной даты стать капитанами, старпомами и стармехами можно при наличии высшего морского образования по специальности.

На этом достижении профсоюз не остановился. Когда Министерство транспорта РФ опубликовало документ, согласно которому в двухнедельный срок все желающие могли сообщить о замечаниях к Положению,  РПСМ воспользовался предоставленной возможностью. В результате предложенные профсоюзом изменения обсуждались во вторник, 3 декабря, на совещании в Минтрансе в Москве.

– Российский профсоюз моряков внес три существенных, на наш взгляд, замечания к Положению, – рассказал первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук. – Первое, и с ним, кстати, согласны судовладельцы, касается прохождения курсов по продлению рабочих дипломов. Согласно Международной конвенции по подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) курсы должны иметь четкие содержание и структуру, что должно быть согласовано с профсоюзом и судовладельцами.

Этого сделано не было. Поэтому сегодня моряки за подтверждение одного и того же рабочего диплома должны платить разные суммы и тратить на это разное время в зависимости от региона прохождения курсов.

Например, в Архангельске самые дорогостоящие курсы выльются в 70 тысяч рублей, их продолжительность составит  2, 5 месяца. В Санкт-Петербурге цена курсов и получение сертификата составляет 80 тысяч рублей, а занимает до полутора месяцев. В Новороссийске – около 100 тысяч рублей и 3 месяца. 

К слову, из-за присоединения ГМА им. адм. С.О. Макарова к СПБГУ водных коммуникаций и реорганизации двух ВУЗов в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова действие лицензии на оказание услуг по прохождению  курсов для продления дипломов было приостановлено, так как новообразованное учебное заведение должно заново получить разрешение на ведение этой деятельности.

В результате автоматически пострадали филиалы нового ВУЗа в Архангельске и Мурманске. И если университет в Санкт-Петербурге прошел проверку и находится на стадии устранения замечаний, то в филиалах этот вопрос остается открытым: там ждут приезда специальной комиссии из Минтранса, которая будет решать – разрешить филиалам предоставлять услуги для продления рабочих дипломов или нет.

На вопрос представителей РПСМ, назначена ли дата приезда комиссии, чиновники из Министерства транспорта развели руками.

А между тем, по данным профсоюза, из-за этих проволочек около двухсот моряков не могут выйти в рейс. На сегодняшний день возможность продлить рабочие дипломы для них существует в нескольких городах, из них Новороссийск – ближайший город, где есть лицензированные курсы!

–  Второе замечание касалось процедуры замены диплома, – продолжил Игорь Ковальчук. – Его внесение на рассмотрение было обусловлено несоответствием требованию ПДНВ. Согласно конвенции, для подтверждения рабочего диплома, при условии, что моряк не планирует повышаться в должности, достаточно пройти поддерживающие курсы или предоставить в капитанию справку о плавании. В нашей же стране у моряков отобрали право выбора и обязали проходить все этапы для получения диплома, в том числе многомесячные курсы, даже если член экипажа не хочет повышаться по карьерной лестнице. Другим словами, если в конвенции способы подтверждения диплома перечислены через союз «ИЛИ», то в Положении – через союз «И».

Авторы документа объясняют это тем, что такое количество способов подтверждения знаний повысит безопасность на море.

«Цель у чиновников, бесспорно, благая, – прокомментировал первый зампредседателя РПСМ. – Но, на наш взгляд, серьезность вопроса преувеличена, поскольку опыт работы, полученный моряками во время рейса и подтвержденный справкой о плавании, и есть главное доказательство их профессиональной грамотности».

Последнее замечание РПСМ к Положению касается запрета морякам занимать командные должности – капитана, старпома, стармеха – при наличии среднего образования после 2013 года.

«Да, мы добились частичного изменения этого пункта Положения, однако оставшиеся ограничения уже вступили в силу, – отметил Игорь Ковальчук. – Мнение Минтранса по этому поводу заключается в том, что высшее образование позволит получить более глубокие знания. РПСМ же настаивает на полном снятии ограничений. По мнению профсоюза, среднее образование в России качественное, что наши моряки доказывали не одно десятилетие».

Судовладельцы тоже высказались в пользу тщательного и всестороннего пересмотра Положения. Так, одно из предложений работодателей относится к предоставлению временного разрешения морякам занимать вышестоящую должность на судне. Например, во время рейса член экипажа может заболеть или быть экстренно снят с судна вертолетом. В такой ситуации кому-то из членов экипажа придется заменить заболевшего коллегу и выполнять его обязанности. Временное разрешение могло бы дать такое право. Однако чиновники опасаются, что временная мера превратится в постоянную и станет лазейкой для судовладельцев и моряков без соответствующего диплома занимать разные должности. «Возможно, эти опасения справедливы, но ведь можно внести ограничения на срок действия такого разрешения, – сказал Игорь Ковальчук. – Например, до ближайшего порта захода, где место заболевшего или травмированного моряка может занять новый член экипажа».

Вот так выглядят основные претензии РПСМ и судовладельцев к Положению о дипломировании. Все они были озвучены на рабочей встрече и рассмотрены сторонами. Теперь дело за авторами документа.  

– Учтут ли представители Минтранса мнение РПСМ, покажет время. После совещания должен быть составлен протокол встречи, затем проведено внутреннее совещание в Минтрансе по предложенным изменениям, а потом нас известят о принятом решении. Шанс быть услышанными у нас был, и мы им воспользовались в полной мере. Однако Российский профсоюз моряков опасается, что это мероприятие носило формальный характер и прошло «для галочки», – подытожил первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук.

Опасения профсоюза небеспочвенны: ведь однажды на этапе разработки документа чиновники Министерства транспорта РФ не прислушались к мнению представителей 70 тысяч российских моряков. 

Российский профсоюз моряков выражает надежду, что эта «битва» была последней в затянувшейся «войне» за разумное «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов». И в ней не будет победителей и проигравших, ведь цель у всех заинтересованных сторон одна: привести документ, который имеет исключительное значение для плавсостава, в соответствие с международными нормами и требованиями и сделать жизнь моряков чуточку легче. Не так ли?

↑ 

Наверх